27 апреля 2024

Информация о принадлежности домофонного оборудования

03.03.2016

По ситуации о принадлежности домофонного оборудования и возникшем в 2015 году споре между специализированными домофонными службами и управляющими компаниями по вопросу его облуживания администрация городского округа город Воронеж разъясняет следующее:


Подавляющее большинство многоквартирных домов, находящихся на территории города и построенных до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации. В связи с этим, зачастую граждане, проживающие в одном подъезде, по своей инициативе устанавливают домофон на дверях данного подъезда и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счет осуществляют содержание и ремонт данного устройства. Эти действия порождают ситуацию, при которой в одном многоквартирном доме домофоны установлены не во всех подъездах или домофоны обслуживаются различными обслуживающими организациями. Согласно разъяснениям Минрегиона России от 27.04.2011 № 8055-14/ИБ-ОГ заключение таких договоров с собственниками помещений многоквартирного дома на обслуживание домофонного оборудования незаконно. 


Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в пп. «д» пункта 2 и пункте 7 Правил содержания общего имущества (автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома), их содержание, обслуживание и ремонт относится к обязанностям управляющей организации. В соответствии с пунктами 3.2.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию и обслуживание автоматически запирающихся устройств дверей дома. Указанную позицию также разделяют органы прокуратуры. 


В связи с этим, в начале 2015 года управляющие компании для обслуживания домофонного оборудования заключили договоры с рядом специализированных домофонных служб и начали самостоятельно взимать плату за обслуживание домофонного оборудования с жителей города. Заявки на некорректную работу домофонного оборудования принимаются управляющими компаниями и передаются для исполнения специализированным организациям. 


Таким образом, обслуживание домофонного оборудования является прямой обязанностью управляющих компаний. 


Во избежание дальнейших споров по данному вопросу, в перечне обязанностей управляющей организации, закрепленных в договоре управления, следует отдельно указать услугу по обслуживанию домофонного оборудования. Данные изменения могут быть внесены в договор управления по соглашению между управляющей организацией и собственниками помещений дома на основании решения общего собрания собственников помещений. При этом, в связи с внесением в договор управления услуги по обслуживанию домофонного оборудования, собственники на основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ вправе принять решение об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемой из расчета на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.


Инициировать проведение такого собрания могут собственники помещений дома или управляющая организация. Копии протоколов общих собраний в соответствии с положениями части 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ должны быть переданы для хранения в государственную жилищную инспекцию Воронежской области (г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53).