05 мая 2024

В столице Черноземья обсуждали проблемы современной педагогики

01.04.2016

В Воронеже прошла двухдневная международная научно-практическая конференция "Образование ХХI век: "Государственно-общественное управление народным образованием". Организатор - Центрально-Черноземное отделение Академии геополитических проблем (АГП). Среди докладчиков - представители воронежской профессуры и педагогической общественности, работники образования и культуры.

Противодействие интеллектов

Корреспондент "Берега" пообщался с председателем оргкомитета конференции, заместителем председателя ЦЧ-отделения АГП Павлом Бабкиным, начав с просьбы определить сложившуюся геополитическую картину.

- На сегодняшний день, на мой взгляд, есть два основных блока: англо-саксонский вкупе с Америкой и наше Северное объединение, - отвечал собеседник. - Сейчас остро стоит вопрос о создании Евразийского экономического сообщества. Биполярный мир, как двухполюсная структура мировых политических сил, невозможен без противодействия интеллектов. Наше интеллектуальное пространство уменьшено до нано-пространства. Каждый двадцатый ученый в Америке рожден в СССР. Начинал эту политику "Сорос", все были рады грантам. А сейчас пожинаем плоды. В 60-годы мы были сильнейшими в сфере образования. И реформы, которые нам навязываются - это скачкообразная политика, а образование не терпит скачков. Информация переходит от поколения к поколению не революционным путем.

- Павел Александрович, какие цели ставит конференция, и какие средства вы считаете целесообразными в их достижении?

- Мы продолжаем линию двух предыдущих конференций - "Архетип человека и будущее человечества" и "Учитель - гарант национальной безопасности". В законе об образовании 2013 года уже нет понятия "учитель", его выбросили. Есть понятие - физическое лицо, оказывающее образовательные услуги. А директор - юридическое лицо. Мы хотим выстроить общую схему тех уровней, на которых возможно создание государственно-общественных систем, должных взаимодействовать друг с другом.

Растить государственников

- И с чего тут надо начинать?

- Начинать надо с ячейки общества - семьи. Семьи, как соавтора тех программ, которые мы планируем выдвигать. Семья должна помогать школе растить государственников. Следует творчески подходить к проблеме интеллектуального богатства страны.

- Каким образом?

- Только государство (или сообщество государств, объединенных единой идеей) способно вести за собой народ. А метод руководства должен совпадать с национальными, духовно-нравственными особенностями народа. Без создания системности ничего не будет. Важно образование отраслевого пространства и объединительного центра в рамках региона, который формировал бы основные задачи и координировал деятельность общественных систем управления государственными учреждениями. Мы должны четко понимать, кто к нам приходит - на любой уровень.

Всем миром

Каждый докладчик был интересен. Отдавая должное всем, кто болеет за свое дело, не могла пройти мимо проблемы, связанной с обычными школами. И с заместителем директора кантемировского лицея Валентиной Калюжной решила поговорить о том, как на практике происходит управление народным образованием в глубинке.

- В 2004 году в Москве прошла первая Всероссийская конференция по работе органов государственного самоуправления, - рассказала собеседница. - Там выступал педагог Анатолий Пинский со своим проектом по работе Управляющих советов. Нас очень заинтересовал этот проект.

- Как решились на его практическое внедрение?

- В 2014-2015 гг. в Воронежской области проводился эксперимент, связанный с инновациями в деятельности Управляющих советов. В текущем году воронежский институт развития образования снова в нем участвует. Модельные площадки, откликнувшиеся на инициативу, имеют очень хороший опыт, и мы решили этим воспользоваться.

- Школа у вас большая? Как реализуете новый опыт работы?

- В нашем лицее - 650 детей. Управляющий совет избирается на три года. В его состав входят представители родительской общественности, которая избирается на общелицейской родительской конференции, и педагогической; последние избираются на педагогическом совете. Старшеклассники направляются в Управляющий совет после выдвижения на ученической конференции. Все выборы проводятся в начале учебного года. Есть еще кооптированные члены Управляющего совета - представители местного сообщества.

- Их роль - какова?

- Почему важны кооптированные члены? Для серьезной работы по управлению школой нужны серьезные ресурсы - кадровые, материальные, финансовые, административные. Их не всегда можно привлечь в достаточной мере, опираясь только на силы самого школьного учреждения: учеников, родителей, педагогов. Кооптированные управляющие привлекаются уже действующими членами Совета, и важно выбор этот сделать правильно.

Системный подход

- Кто конкретно помогает Управляющему совету лицея в качестве кооптированных членов?

- Сейчас таковых - двое: глава нашего рабочего поселка и заместитель главного редактора газеты "Кантемировский вестник". Они помогают лицею в различных направлениях деятельности.

- То есть выработан системный подход к управлению школой?

- Да, у нас действуют комиссии, которые координируют работу образовательного учреждения. Управляющий совет проводится один раз в четверть, а комиссии собираются ежемесячно.

- Как обстоит дело с досуговыми формами работы с детьми?

- Сейчас используем новые формы работы - телемосты, видеоконференции. Наши дети были в Анапе - как победители областного форума "Гражданин", у них завязалась дружба с теми регионами, которые реализуют патриотические проекты. Омск, Тверь - с ними мы проводили телемосты, посвященные 70-летию Победы. В этом году провели уже три телемоста: 23 февраля - с Кантемировской танковой дивизией (это наши побратимы), с московской школой N982, которая располагается на улице Кантемировской и носит имя Павла Полубоярова, маршала бронетанковых войск, командира 17-го танкового корпуса, освобождавшего наш город. А в преддверии второй годовщины присоединения Крыма провели телемост с городом Джанкоем. Надеюсь, наш опыт будет интересен и другим школам.

Интересно знать

Геополитика - наука об управлении процессами, происходящими в государствах, либо объединенных в блоки, либо имеющих отдельную систему.

Справка "Берега"

Центрально-Черноземное отделение Академии геополитических проблем (Москва) открыто в марте 2013 года. Организация имеет статус независимой и некоммерческой. Президентом Академии является доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов.