04 мая 2024

В Воронеже показывают живопись Анатолия Горлищева

10.04.2016

В выставочном зале Союза художников на Пушкинской на днях открылась выставка живописи воронежского художника Анатолия Горлищева: как ни странно - первая персональная. Странно потому, что это имя известно ценителям изобразительного искусства (причем не только местным) довольно давно: ни на одной коллективной выставке Анатолий Горлищев не затерялся. Напротив, его одухотворенные работы всегда и всюду выделялись из общего ряда.

Свой голос

Выделялись выверенностью, скрупулезностью подхода к живописной разработке темы - очень деликатной. И при всем том - богатой, но - без случайностей. Теми же счастливыми качествами наделены вещи, включенные в экспозицию на Пушкинской.

Жанровая картина, не избегающая библейских и мифологических сюжетов, работы в стиле "ню", пейзажи, натюрморты - вот, если обобщать, круг интересов и их воплощений, предложенных автором зрителю. Благодарному зрителю стоит подчеркнуть: сам Горлищев, благодаривший за внимание к его труду тех, кто пришел на открытие, назвал этих людей "теплыми". Все, собственно, закономерно: каков вопрос (то бишь, посыл) - таков ответ.

Выступавшие отмечали особую тонкость работ мастера, их манкость, эмоциональность, атмоВ­сферность. По совокупности эти (безусловно, весомые сами по себе) определения без натяжки укладываются в одно - "поэзия". Анатолий Горлищев - поэт от живописи, что, на мой взгляд, очевидно и неоспоримо. Тут случай тот, когда в случае несостоятельности диалога "художник-зритель" надо винить последнего; Горлищев со своей стороны вкладывает в произведение по максимуму. Не только мастерства художника, но и - ума; его вещи - подчеркнуто самостоятельны и интеллектуальны. Даже если это простой пейзаж; вот что такое - собственный почерк, свой голос.

Богачевское наследство

Как справедливо заметил еще один умный воронежский художник, однокашник Горлищева по ВХУ и его друг Дмитрий Савенков, в работах Анатолия есть продуманность, но нет надуманности. Они действительно органичны - не отнять, не прибавить. И лично мне понятно, откуда - помимо природного таланта, конечно - благодать такого умения у автора. Он - ученик замечательного Андрея Богачева, светлая память мастеру. Который преподавал в ВХУ и, помнится, в теперь уже давней беседе с корреспондентом "Берега" называл Горлищева в числе самых одаренных и перспективных своих учеников. И когда я спросила у Анатолия о главных уроках Богачева - возможно, научил живописному языку - собеседник меня поправил: скорее, живописной культуре научил. А еще - отношению к жизни и работе в целом; общение с учителем было очень тесным. Мастерские находились рядом, дойти друг до друга труда не составляло, а желание встречаться и разговаривать было всегда…

Теперь Горлищев - сам преподаватель ВХУ, с многолетним уже стажем. Кто-то из гостей вернисажа заметил: повезло его ученикам. У столь самобытного мастера учиться - счастье. Добавлю, что "науку" способны преподать сами его работы, независимо от жанра и формата: внимательно рассматривать их, разбираться с тем, как что сделано с точки зрения выбора палитры, колорита, живописных нюансов, построения композиции - прекрасный шанс получить ответы на принципиально значимые профессиональные вопросы. Причем - шанс не сиюминутный: выставка проработает по 22 апреля.

Справка "Берега"

Анатолий Викторович Горлищев родился в 1975 году в Воронеже. Окончил Воронежское художественное училище, Воронежскую государственную академию искусств. Член Союза художников России с 2002 года, участник многих республиканских и областных выставок. Работы Горлищева находятся во многих частных галереях и коллекциях.

Прямая речь

"Жанровая картина - тот вид творчества, которая позволяет художнику рассказывать, в общем-то, о себе, - убежден Анатолий Горлищев. - Это не портрет, где автор работает с моделью; здесь ты - один на один с собой, воплощаешь какие-то свои идеи и замыслы".