29 апреля 2024

Воронежцам показали криминальную хип-хоп оперу

20.06.2016

То, что зал ТЮЗа соберет на просмотр спектакля The City иерусалимского "Инкубатор Театра" преимущественно молодежь в аншлаговом количестве, предполагалось изначально. И подтвердилось впоследствии: постановка израильтян, показанная впервые в России (в рамках Платоновского фестиваля), была воспринята на "ура" именно этой частью публики, пребывающей в подавляющем большинстве.

Законы жанра

У нас принято называть подобные спектакли экспериментальными - от классических в них мало что сыщешь. Но эксперимент эксперименту рознь: израильтяне, далекие (как исполнители) от демонстрации вершин сугубо драматического мастерства, создали тем не менее сочные, выразительные и вместе с тем "легкие" образы, помогающие прочертить пародийно-детективную линию сюжета. А главное - безупречно ритмически выстроили спектакль, в чьем активе - лауреатство пяти премий "Золотой Еж" (Golden Hedgehog Awards, Израиль), успешный показ на фестивале Mala Inventura Festiva в Чехии и Международном Театральном Фестивале в Грузии.

Придумал и поставил "Город" Амит Улман - режиссер, актер, рэпер, поэт. А еще - организатор конкурса "Поэтический Слэм" в Израиле. На пресс-конференции с воронежскими журналистами он с особым чувством рассказал о том, как важно сегодня выводить поэзию на улицу; будучи запертой в стенах, она, по мнению Амита, читателю открывается в гораздо меньшей степени.

"Город" сделан, на мой взгляд, в той же энергичной "слэмовой" стилистике: живенькая история, созданная в ключе детективов и фильмов-нуар 40-х годов, рассказана языком рэпа и бит-бокса. Сюжет - немудреный, но, с учетом законов жанра, беспроигрышный: разбитной полицейский Джо берется расследовать загадочное исчезновение сестры роковой красавицы Сары Беннетт, молодой певицы в красном платье, чей вокал звучит под аккомпанемент гитары и синтезатора на протяжении всего действа.

Что и требовалось

Соблазнительная, сексуальная, искушающая, страстная… Когда на вышеупомянутой встрече с журналистами вполне себе скромную исполнительницу роли Сары спросили, насколько близка ей героиня, актриса, заметно смущаясь, призналась: вовсе не близка. Скорее наоборот. Однако профессия требует от актера доставать из себя то, что нужно для роли, и если это удается - значит, "то" в какой-либо степени есть в натуре, личности артиста.

Спектакль идет на английском языке с русскими субтитрами. Изобилует не самой высокой лексикой. И когда в текстовом сопровождении появлялись расхожее для переводных поделок "мать твою" и тому подобные "разговорные" штампы - наша публика довольно смеялась. Не парясь на тот счет, какую нагрузку, собственно, несет эта "мать"… Вопросы возникают, но не ради ответов на них пишутся эти строки: шоу, как известно, привлекательно именно внешними эффектами, поверхностной стороной дела - значит, в случае с довольно эксцентричным "Городом" имеем то, что требовалось…

По поводу названия "Инкубатор Театр" гости сообщили, что оно символизирует уютное, комфортное для каждого творческого человека место обитания. И предполагает приток в театр самой широкой аудитории, способной воспринимать сценическую оригинальность и желающей дискутировать. По заверению израильтян, именно это в реальности происходит.