05 мая 2024

Есть ли будущее у троллейбуса в Воронеже?

04.07.2016

О засилье транспорта на улицах столицы Черноземья не говорил разве что ленивый: городские магистрали, проектировавшиеся под значительно меньшее количество автомобилей, давно перегружены. Естественно, страдает и экология: от выхлопных газов никуда не скрыться. На этом фоне появилась информация о временной приостановке троллейбусного маршрута N4 - пока на летний период. Общественники бьют тревогу: дескать, город может остаться и вовсе без "экологичного" транспорта. Что ждет троллейбусную сеть в Воронеже и нужны ли вообще "рогатые" современному мегаполису, разбирался корреспондент "Берега".

Полсотни на город

На территории Воронежа сегодня действуют четыре троллейбусных маршрута: NN7, 8, 11 и 17. В конце мая мэрия приостановила работу "четверки" - по словам замВ­руководителя управления транспорта горадминистрации Владимира Бухонова, пока эта ветка заморожена только на лето.

- Причина в том, что пассажиропоток в это время традиционно падает, - поясняет чиновник. - Осенью, после окончания летнего сезона, будем смотреть на целесообразность запуска этого маршрута.

Впрочем, даже если "четверка" не будет возобновлена, воронежцы от отсутствия транспорта на данном участке пострадать не должны: по маршруту, на котором курсировал троллейбус, ездит немало пассажирских автобусов. Кроме того, у троллейбуса N4 был довольно большой интервал движения - пассажиры зачастую предпочитали не дожидаться "рогатого", а садиться в курсирующие чаще маршрутки.

Всего в распоряжении МКП "Воронежпассажиртранс" имеется 52 троллейбуса. По словам Владимира Бухонова, ежедневно на маршруты в городе выходит от 43 до 45 единиц техники. Кстати, троллейбусы еще довольно "молодые": большинство машин приобреталось по программе "Возрождение электротранспорта в Воронеже" в 2008-2009 гг., хотя есть в парке и более "возрастные" экземпляры - например, выпуска 2000 г. Однако основная часть техники постепенно подходит к сроку планового капремонта - его необходимо проводить через 8-10 лет после начала эксплуатации троллейбуса.

В то же время воронежцев обслуживает и новая техника, которой, правда, очень немного. В декабре 2015 г. депо к 55-летию получило троллейбус "Оптима". Правда, до последнего времени он простоял в гараже: не были оформлены документы для передачи техники в МКП. На линию новый троллейбус вышел только в конце июня. Но в ближайшее время город может обзавестись и другими новыми машинами.

- Администрация Воронежа подала заявку на участие в федеральной программе по приобретению новых троллейбусов, однако пока ответа от Москвы нет, - отмечает чиновник. - Мы рассчитывали на закупку 15 машин, однако будет ли наша заявка удовлетворена и в каком объеме, пока неизвестно.

Однако даже если парк "рогатых" пополнить не удастся, отказываться от работы троллейбусов городские власти не собираются..

- При появлении новой техники в парке МКП "Воронежпассажиртранс" планируется поддерживать маршрутную сеть из пяти троллейбусов, - рассказывает замруководителя управления. - Однако будут ли открываться новые маршруты и когда, мы пока не определили.

Экология VS экономика

Зато общественники уверены: развивать троллейбусную сеть в столице Черноземья необходимо. Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Юрий Новиков убежден, что новые маршруты должны быть логически увязаны друг с другом.

- Сейчас ничего подобного нет. Действующая сеть - это осколки тех маршрутов, которые работали в советское время, - считает общественник. - Некоторые направления сегодня не эксплуатируются, но их можно возродить: например, ветки, курсировавшие по ВОГРЭСу и на Машмет.

Впрочем, стоимость подобных преобразований весьма солидна: по подсчетам организации, в докризисные годы на восстановление этих маршрутов требовалось около 20 млн руб., а по сегодняшним меркам эта сумма может увеличиться до 30-35 млн.

Да и сами общественники признают, что основная проблема, тормозящая развитие троллейбусов - сложная экономика сети: в существующем состоянии "рогатые" не только не могут приносить прибыли, но и едва ли окупают собственную работу.

- Чтобы эксплуатация троллейбусов была выгодной, из депо ежедневно должно выходить на маршруты как минимум 120 машин, - уверен Юрий Новиков. - А при имеющейся ситуации мы просто "докатываем" резерв той техники, которая есть. Если не закупать новые машины каждый год, к 2020 г. мы останемся со списанными троллейбусами, так что и обслуживать имеющиеся маршруты будет просто нечем.

Выход из тупиковой ситуации представители организации видят в кардинальном пересмотре маршрутной сети "рогатых" с 2020 г. (до этого времени изменять существующую систему городские власти не должны, чтобы не нарушить подписанных в 2015 г. пятилетних договоров с перевозчиками). По словам Юрия Новикова, согласно имеющейся концепции, по городским улицам будут курсировать 20 троллейбусных маршрутов - 15 основных и пять коротких.

- Ориентировочную сумму инвестиций мы пока не просчитывали, но затраты, вероятно, могут составить до 500 млн руб., - предполагает представитель организации. - Эти средства необходимы для закупки новой техники, создания инфраструктуры и открытия еще одного депо.

Прошлое или будущее?

Впрочем, в скором времени троллейбусам придется конкурировать не только с обычными автобусами, но и с электробусами - машинами, работающими на аккумуляторах и батареях. Так, по мнению председателя комиссии воронежской гордумы по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олега Черкасова, эту гонку "рогатые", вполне возможно, проиграют. Ведь электробусы куда более современны, да и с экономической точки зрения они привлекательнее - не нужно вкладываться в содержание и ремонт кабелей и трансформаторов.

- Но это, конечно, перспектива даже не ближайших лет: пока даже троллейбусов по нормальной цене нет, - сетует депутат. - Электробусы - очень дорогой транспорт, в кризисное время тратить существенные суммы на их покупку бюджет себе позволить не может.

Хотя стоимость новых автобусов, работающих на газомоторном топливе - а именно на такую технику в последние годы делают ставку власти Воронежа - вполне сопоставима с ценой электробусов. По словам депутата, если один современный автобус обходится в 8-9 млн руб., то более экологичный электробус стоит от 13 млн.

Однако даже с учетом прекрасной, но отдаленной перспективы появления электробусов на городских улицах отказываться от эксплуатации троллейбусов Воронежу, по мнению эксперта, пока нельзя - техника еще не выработала свой ресурс.

- Использовать троллейбусы надо до последнего: зачем ломать то, что есть? А будет ли этот вид транспорта развиваться - посмотрим со временем, - отмечает депутат. - Все будет зависеть от возможностей бюджета.

А они, как известно, весьма далеки от желаемых…

цитата

Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" кстати

При существующих тарифах и уровне затрат на электроэнергию троллейбус в Воронеже является убыточным видом транспорта. Ежегодно городской бюджет дотирует по 40 млн руб. на поддержку троллейбусных перевозок, однако в 2016 г. такого транша пока не поступало - обычно он приходится на конец года.