03 июля 2020

В столице Черноземья презентовали экспериментальный джазовый альбом

16.02.2017

Воронежским меломанам джазовый пианист из Курска Леонид Винцкевич известен прежде всего как бессменный организатор фестиваля "Джазовая провинция", ежегодно проходящего в том числе и в нашем городе. Но - не "Провинцией" единой: Леонид Винцкевич - действующий музыкант, регулярно радующий поклонников из многих городов и стран публичными выступлениями.

Яркое событие

Не так давно Леонид в очередной раз посетил столицу Черноземья. Презентовал новый альбом проекта, в котором также заняты его сын, саксофонист Николай Винцкевич, и контрабасист из Великобритании Стив Кершоу.

Организованные компанией "Арт фолио" концерт международного трио в Книжном клубе "Петровский" и творческая встреча в Воронежском музыкальном колледже по сути мало чем отличались друг от друга. В обоих случаях публика услышала вещи с прошлогоднего альбома, получившего название Under a different sky ("Под другим небом"), перемежаемые комментариями создателей пластинки.

Рассказать действительно было о чем. Ведь на момент выхода релиз стал весьма ярким событием в мире джаза. Достаточно сказать, что диск выпустил авторитетный английский лейбл Slam Records, известный избирательным отношением к формированию каталога фирмы. Не удивительно, что альбом получил высокую оценку ведущих журналов и интернет-порталов по всему миру. А влиятельный английский журнал Jazz views назвал Under a different sky одним из лучших альбомов 2016 года.

Ноты из тумана

А ведь поначалу у проекта никакого привкуса триумфальности не было: Леонид Винцкевич признался, что на первой стадии работы не очень верил в успех эксперимента.

- Меня смущало то, что в нашей звуковой палитре контрабас есть, а барабанов нет, - отметил Леонид. - Подобный подход, конечно, практиковали даже классики, но как-то у них выходило "не очень". Но мы попробовали - и получилось. По стилистике то, что у нас вышло - это, скорее, современная камерная музыка. Результат взаимопроникновения культур. Ведь все влияет на все: Равеля, к примеру, не было бы, если бы не джаз двадцатых-тридцатых. А без Равеля, в свою очередь, не было бы и всего последующего джаза.

Периодически музыканты использовали действительно необычные ходы - к примеру, концерт начался с игры на контрабасе под звуки луп-машины (электронное приспособление, воспроизводящее музыкальную фразу "по кругу" заданное количество раз). Немногочисленные ноты как будто выплывали из тумана, созданного луп-семплами. Впрочем, туман довольно быстро разогнали светлые и яркие клавишные пассажи Леонида. Контрабас же в "стартовой" вещи временами проявлял характер бас-гитары, насыщая сценическое пространство характерным хлестким и глубоким звуком. А иногда рояль и контрабас рассказывали разные, но созвучные друг другу истории, не создавая суеты и нагромождения звуков.

С турецким колоритом

К началу второй вещи на сцене появился и Николай Винцкевич - трио собралось в полном составе. Саксофон сразу вышел на первый план, мгновенно изменив характер действа: перефразируя классику, скажем, что "все стало вокруг игривым и шустрым". Николай, однако, поначалу ничего экстрасложного не играл, предпочтя работу с акцентами. И такая тактика себя полностью оправдала - особенно в той самой второй вещи, представлявшей собой нестандартное рондо.

После прозвучали еще несколько авторских произведений, а также "Сарабанда" Клода Дебюсси. Правда, по заверению самих музыкантов, в их версии "Сарабанды" от Дебюсси "мало что осталось". И это ли не здорово? Канонических версий и так хватает, а вот творческая переработка - в любом случае любопытнее оригинала.

В одной из вещей Николай сыграл на флейте с несколько необычным, заметно "медным" звуком, придав звуковому полотну новую краску. Хотя красок хватало и без того: могло ли получиться иначе, когда, по признанию авторов, "два человека из России и один из Англии" играют французскую музыку? Заметим - не только французскую. Прозвучавшее в середине программы произведение Стива Кершоу отличилось явным турецким колоритом. Да и вообще использование контрабаса в качестве перкуссии насытило вещь жгучим восточным ароматом. А уж когда в процессе поучаствовал смычок - стало совсем-совсем загадочно.

Народ воспринимал творчество гастролеров с неподдельным интересом. "Музыканты такого уровня разочаровать не способны", - оптимистично заключил по окончании концерта ценитель джазовых изысков Михаил Шведов, приехавший в Воронеж по случаю аж из Екатеринбурга…

Справка

Леонид Винцкевич - заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России. С 1996 года - бессменный арт-директор передвижного международного фестиваля "Джазовая провинция". Виртуозный пианист и композитор, чья музыка пронизана русским фольклором и европейскими традициями. Его изобретательность, мощная игра и эмоциональность получили высокую оценку ведущего джазового журнала Down Beat: "прекрасный, не замкнутый в себе русский авангард…"

Николай Винцкевич - один из наиболее ярких представителей нового поколения джазменов. Выпускник РАМ имени Гнесиных. Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз’Ухо-98" в номинации "Музыкант, заслуживающий более широкого признания".

Стив Кершоу - выпускник музыкального института в Лос-Анджелесе. Выступает с известными музыкантами: от Эвана Паркера до Джейми Калума, от кубинских ансамблей до Джорджа Хаслама. Преподаватель по классу контрабаса и бас-гитары. Участник англо-скандинавского трио Stekpanna, созданного в Голливуде в 1995 году.