02 мая 2024

Вступили в силу новые правила получения компенсаций по ОСАГО

06.10.2017

На нынешней неделе произошли многообещающие изменения в сфере ОСАГО. С понедельника, 25 сентября расширена "зона" прямого возмещения ущерба - когда автовладелец обращается в "свою" страховую компанию, а не в СК виновника. Теперь такая практика распространится на случаи ДТП с несколькими участниками. Можно предположить, что эта вроде бы мелкая реформа призвана подготовить почву для поистине революционных изменений в сфере автогражданки.

Прямой и еще прямее

Систему прямого возмещения убытков по ОСАГО ввели 1 марта 2009 года. Это стало первой попыткой сблизить водителей и страховщиков. До этого у автовладельца не было никакого стимула выбирать хорошую страховую компанию, ведь в случае чего дело с ней имел не сам страхователь, а водитель, которому он нанес ущерб. Занижают выплаты, офис у черта на куличках, отдел урегулирования убытков в другом регионе? Все это автовладельца не беспокоило: полис он получил, а дальше хоть трава не расти.

Система прямого возмещения убытков эту ситуацию немного изменила. Теперь в некоторых случаях нужно было обращаться за выплатами в ту компанию, в которой сам получал полис. Действовало это, правда, с огромным количеством оговорок: в ДТП только два участника, повреждены только автомобили, у всех водителей есть полис ОСАГО. Под такие определения подпадала лишь часть ДТП. Но у автовладельцев уже появился стимул не просто покупать полис в шарашкиных конторах, а тщательно выбирать страховую компанию: ведь есть вероятность, что потом "бодаться" с ней придется самому. СК пострадавшего потом выставляла счет СК виновника, но водители в этих переводах и перерасчетах не участвовали.

Увы, начавшийся чуть позже саботаж страховых компаний несколько девальвировал здравую идею - в эпоху тотального дефицита полисов стало не до выбора СК: урвать бы хоть где-нибудь страховку. При этом проблема с выплатами все равно осталась из-за ограничений по прямому возмещению.

Знакомый автора этих заметок прошлой зимой попал в ДТП. Пенсионер на "Ниве" не справился с управлением на заснеженной дороге и повредил две машины. Ознакомившись с полисом виновника ДТП, пострадавшие впали в уныние. Про выдавшую бланк организацию они ничего не слышали: звонить предлагалось в Москву, а воронежского адреса найти не удалось даже в Интернете. Поэтому, когда на место ДТП подъехали родственники виновника и предложили разобраться на месте, оба пострадавших согласились. Страховая компенсация, очевидно, была бы выше, чем сумма, предложенная на месте, но это живые и реальные деньги, а там уравнение с несколькими неизвестными.

Теперь, по новым правилам, ситуацию можно разрулить по-другому. С 25 сентября, сколько бы водителей в ДТП ни участвовало, каждый должен обращаться в компанию, у которой сам приобретал полис.

Это особенно важно с учетом перехода на натуральное возмещение убытка, которое введено с апреля этого года. Сейчас водителю есть смысл изучать отзывы о работе страховых компаний - где и как они ремонтируют пострадавшие автомобили. А развивающаяся система страхования через Интернет снова позволяет хоть в ограниченном объеме, но иметь маневр в выборе страховой компании.

Несмотря на расширение системы прямого возмещения, одно ограничение в ней все-таки осталось: если в ДТП пострадают люди, то обращаться за компенсацией придется в страховую виновВ­ника ДТП. Причем не только за компенсацией за лечение, но и за ремонтом. В страховых компаниях это объяснили тем, что нет возможности "дробить" компенсацию по разным источникам, а у пассажиров и прохожих нет полиса ОСАГО, чтобы они могли обратиться к своему "страховщику".

Бремя выбора

Это новшество - пусть маленький, но еще один шажок к давней мечте Минфина - сделать рынок обязательного страхования либеральным, со свободными ценами. Пока это выглядит утопией: очевидно же, что как только государственного регулирования стоимости ОСАГО не станет, страховые компании легко сговорятся и взвинтят цены в разы. Это грозит настоящим социальным взрывом.

Впрочем, судя по предложениям, которые сейчас витают в министерстве, следующие изменения правил игры в ОСАГО будут куда более радикальными. Предполагается, что у автовладельцев появится возможность выбора страхового покрытия. Всего будет три варианта полисов. Один с максимальной выплатой 400 тыс. руб. по материальному ущербу и 500 тыс. - по ущербу жизни и здоровью (именно такие договоры действуют и сейчас). Второй - с лимитом покрытия по миллиону рублей - как по материальному ущербу, так и по ущербу жизни и здоровью. Третий - с покрытием 2 млн руб. по "железу", а также - по жизни и здоровью. Естественно, цена полисов будет отличаться: чем больше лимит выплат, тем дороже, но какой купить, водитель сможет выбрать сам.

Дьявол - в деталях

Учитывая, сколько сейчас на дорогах очень дорогих автомобилей, с которыми легко "перебрать" лимит в 400 тыс. руб., идея вроде бы здравая. Но можно смело предвидеть, что страховые компании сосредоточатся на самых дорогих полисах, а более дешевые базовые варианты, как и сегодня, без нервотрепки будет не купить.

Еще одно новшество проекта поправок предполагает возможность заключения договора на срок не до одного, а до трех лет. Для водителей это было бы удобно. Но против этого предложения сильно возражают страховщики. Они считают, что инфляция за три года сделает такие договоры убыточными. К тому же возникают сложности с начислением коэффициентов по аварийности (которые каждый год пересчитываются) и девальвируется необходимость техосмотра, ведь почти наверняка, купив полис на три года, водитель за диагностической картой (которая сегодня нужна исключительно для ОСАГО) эти три года обращаться не будет.

Революцией видится и предложение отказаться от двух коэффициентов, используемых при расчете стоимости страховки - территориальных и мощностных. Взамен предлагается ввести повышающие коэффициенты за нарушения ПДД. По проекту, повышающие коэффициенты будут касаться тех, кто грубо нарушает ПДД, например, превышает скорость более чем на 60 км/ч, проезжает на запрещающий сигнал светофора и так далее. Больше всего заплатить за ОСАГО придется тем, кто сел пьяным за руль: для них предлагают ввести коэффициент 5. Впрочем, страховые компании против и этой идеи - с территориальных коэффициентов они сегодня неплохо кормятся, а хронических нарушителей ПДД у нас не так уж и много, чтобы за их счет восполнить финансовые потери.Что из этих предложений сможет пройти горнило страхового лобби и в каком виде они дойдут до автовладельцев - еще вопрос. А вот расширенный вариант прямого возмещения убытков уже точно работает.