03 мая 2024

Закон "О защите прав потребителей" помогает воронежцам возвращать "безнадежные" деньги

27.03.2018

Мы часто недооцениваем возможности закона "О защите прав потребителей", считая, что продавец предусмотрел все нюансы взаимоотношений с покупателями и зафиксировал их в договоре, и поэтому простому человеку рассчитывать на удачу уже вряд ли стоит. На практике же суд нередко становится именно на защиту потребителя, а не юридически подкованного продавца. О судебных делах, выигранных воронежцами, "Берегу" рассказала руководитель общественной организации "Лига потребителей" Александра Тищенко.

Купил "серый" "Айфон"

Принеся домой новый сотовый телефон iPhone-7 ("Айфон"), Сергей Ш. обнаружил, что серийный номер на коробке расходится с серийным номером самого аппарата, а также не нашел внутри упаковки инструкции на русском языке.

Потребитель позвонил на горячую линию Apple и получил информацию, что этот телефон не предназначен для продажи на территории РФ и уже был активирован ранее. Это значит, что молодому человеку был продан "Айфон", который уже был в использовании и, более того, незаконно находился на территории страны.

Претензии к продавцу о возврате денег за смартфон остались без удовлетворения, т.к. тот утверждал, что телефон работает и все его функции исправны.

Впрочем, суд решил по-иному, взыскав с недобросовестного продавца более чем двукратную стоимость товара - свыше 120 000 рублей (стоимость аппарата, неустойка, компенсация морального вреда, штраф и расходы на адвоката). А сам "Айфон" возвращен продавцу.

Сломался после гарантии

В 2014 году житель Воронежа Александр П. приобрел автомобиль у дилера. В рамках гарантии авто обслуживалось в соответствии с требованиями, кроме того, однажды был произведен ремонт коробки передач по гарантии.

Спустя полгода после окончания действия трехлетней гарантии коробка передач вновь вышла из строя, что привело к невозможности эксплуатации транспорта.

Собственник машины обратился в авторизованный сервис для устранения поломки. После диагностики ему сообщили, что в масле коробки передач имеется стружка, но поскольку гарантия истекла, то за ремонт придется платить.

Стоимость работ с учетом цены запчастей оказалась достаточно высокой - несколько сотен тысяч рублей.

Проконсультировавшись с юристом, собственник обратился к производителю и потребовал безвозмездно произвести ремонт КПП, т.к. недостаток носит существенный характер. Однако в установленный срок производитель не отремонтировал автомобиль, после чего владелец решил обратиться в суд.

Назначенная судебная экспертиза установила, что причина поломки КПП - конструктивный недостаток, и стоимость ремонта несоразмерна замене коробки. На основании этих выводов и в совокупности с иными доказательствами по делу суд обязал производителя бесплатно произвести замену КПП и взыскал компенсацию более 150 000 руб.

Трудоустройство за границей

Воронежская студентка Анна К. заключила договор с фирмой о трудоустройстве в США на время каникул. Она оплатила все расходы и вознаграждение фирме. Ее общие затраты составили более 150 000 рублей.

Но выехать на работу девушка не смогла, так как ей было отказано в американской визе. Дальнейшее исполнение договора стало невозможным, в связи с чем Анна обратилась с заявлением в фирму, в котором просила вернуть часть средств в неисполненной части договора (стоимость перелета, подбор места проживания в США, иные расходы, связанные непосредственно с работой за границей).

На претензии Анны К. в фирме ответили, что по договору, который она подписала, все уплаченные суммы, за исключением стоимости авиабилетов, являются невозвратными. Студентка, таким образом, получила назад от фирмы только стоимость перелета.

Юрист, к которому обратилась студентка, изучил договор. Его вывод был следующим: договор ущемляет права потребителя. В суде на стороне фирмы, занимающейся трудоустройством за рубежом, выступал адвокат, отстаивающий правомерность договора. Однако суд встал на сторону девушки: было принято постановление вернуть истице более 70% от оплаты по договору плюс компенсировать расходы на юриста.