24 апреля 2024

Журналист "Берега" пытался расплатитьсяза проезд с помощью терминала

27.09.2018

Неделю назад весь городской общественный транспорт оборудовали терминалами безналичной оплаты. Облегчили ли они жизнь пассажирам и водителям, а также - везде ли функционируют, выяснял наш корреспондент.

Сейчас примерно на каждом третьем автобусе - наклейка с информацией о том, что в транспорте можно расплатиться не только наличными, но и картой. Садимся в маршрут N60Б и едем в направлении микрорайона Придонской. Наличная "касса" - возле водителя, терминал установлен в салоне автобуса. На вопрос, можно ли расплатиться картой, водитель пожимает плечами.

- Не знаю. Попробуйте. Еще никто им не пользовался, - говорит он.

Прикладываю карту: устройство поскрипывает, но чек не выдает. Похоже, для контакта карты и терминала времени требуется чуть больше, чем в магазине. Повторная попытка - чек выползает наружу.

- Удобно или нет? Не знаю. Люди не спрашивают. Лично для меня хорошо: рулишь и не отвлекаешься, а то нанесут мелочи, сиди пересчитывай, - объясняет Сергей.

Все вошедшие расплачиваются монетами и купюрами. Большинство среди пассажиров - молодежь. Обращаюсь к молодому человеку с вопросом: почему он не воспользовался картой? Оказалось, что о терминале в автобусе парень услышал от меня впервые.

В автобусе N17 оплатить картой получается сразу. Водитель даже помогает активировать терминал и рассказывает, как правильно расплатиться.

Следующим "инспектирую" "пазик" маршрута N54. Терминал есть, но водитель, заметив у меня в руках карту, вскакивает с места и выкрикивает: "Не работает!" Я все же прикладываю карту к терминалу. Действительно - молчит. Но подобная проверка явно не нужна водителю: он просит меня, "безденежную" (такая легенда), покинуть автобус…

Жду другую маршрутку N54. Захожу. Устройство установлено в салоне, но снова не работает. Водитель объясняет, что его еще не подключили, и была бы его воля, он вообще их отменил бы - с ними он не может контролировать, расплатился ли пассажир.

В поле зрения попали еще несколько автобусов и маршруток. Так, водитель автобуса N27, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что ему неудобна новая система оплаты проезда. По его словам, у людей нет культуры пользования общественным транспортом.

- Входить надо в переднюю дверь, выходить из центральной. А у нас идут как попало. При терминалах начнется цирк, ведь такое устройство есть только рядом с водителем. Да и как тут работать? Вот вы одна расплачиваетесь через терминал и при этом загородили мне правое зеркало, толкучка будет! - говорит водитель. - Если не спрашивают про терминал, я и не предлагаю.

При мне терминалом оплаты не воспользовался ни один пассажир. А по словам водителей, всего пара-тройка человек за смену платят безналом. Похоже, пока воронежцы не готовы отказаться от налички в пользу карт и гаджетов. Да и экономической заинтересованности у них в этом нет. Стоимость проезда по безналу в автобусах та же, что и за наличные рубли. Если эта сумма будет отличаться хотя бы на пару-тройку рублей, то у горожан, возможно, и проснется интерес. Логично, если так и устроится при очередном увеличении тарифа. Хорошо бы в перспективе вообще ввести единый проездной билет, дающий материальные референции.

И явно перевозчикам стоит позаботиться об информированности населения и давать соответствующие сообщения по радио в автобусах (хотя бы для начала в муниципальном транспорте).