28 марта 2024

В Воронеже можно увидеть малоизвестные картины знаменитых русских живописцев

16.10.2019

Многие из этих картин никогда не покидали своих стен - из-за хранения в провинциальных музеях страны. Но они представляют особую художественную ценность, поэтому организаторы проекта "Сокровища музеев России" решили собрать их вместе и отправить в путешествие. Возможно, для посетителей выставки это единственная возможность увидеть полотна из региональных музеев.

УШЛИ В НАРОД

Выставочный проект "Сокровища музеев России" создан в рамках национального проекта "Культура" при участии Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра "РОСВ­ИЗО" и фонда "Прорыв". Экспозиция, открывшаяся в воронежском музее имени И.Н. Крамского, получила название "Сокровища русской живописи" и стала продолжением той, что прошла в Московском манеже. В столице искусствоведы собрали около 280 работ отечественных мастеров, доставили их из 50 музеев России. Выставку разделили затем на три маршрута - и в Воронеж привезли лишь 40 полотен.

По словам научного координатора проекта "Сокровища музеев России" Ивана Привалова, работа, которую они проводят, направлена на выявление шедевров, хранящихся в региональных коллекциях. Такие "жемчужины" удалось отыскать в музеях и галереях Омска, Пскова, Перми, Архангельска, Калининграда, Воронежа и других городов, причем некоторые из них перед тем, как отправить в долгий путь по бескрайним просторам большой страны, пришлось отреставрировать.

- Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского достойно представлен на данной выставке. В основную экспозицию вошли работы самого Ивана Николаевича и Елены Киселевой. Музей выставил портреты царя Федора Михайловича и царицы Евдокии Лопахиной, - рассказал Иван Привалов. - Но из тех работ, что приехали в Воронеж, стоит отметить полотна Архипа Куинджи, картину "Интуристы в Ленинграде" Ивана Владимирова и, конечно, знаменитое "Письмо с фронта" Александра Лактионова.

"Интуристы в Ленинграде" были написаны в 1937 году, работа художника отображает настроение эпохи предвоенного Ленинграда. На полотне изображены жизнерадостные пионеры и иностранные туристы, рассматривающие их. После того, как угасло пламя Октябрьской революции, советский народ взял курс на строительство светлого будущего, а туристы стали приезжать в СССР, чтобы увидеть, что осталось от царской России и как развивается страна, в которой "победил соцреализм".

Вся экспозиция охватывает период с конца XVII до второй половины XX века, и хотя "Интуристы в Ленинграде" - не самая древняя работа, искусствоведы отмечают ее уникальную художественную и историческую ценность.

"Березовая роща" Куинджи, написанная в 1880-е, хранится в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике "Абрамцево" недалеко от Москвы.

- После того как у Куинджи прошла выставка одной картины "Лунная ночь на Днепре", он уходит на двадцать лет в затворничество, не общаясь в это время практически ни с кем. Он не выставляется. Все это время он занимается экспериментальной живописью - ищет пигменты, растворители, работает над холстом, над его грунтовкой, ищет новые формы и варианты. Очень много в это двадцатилетие Куинджи занимается созданием эскизов одного и того же предмета, - рассказал Иван Привалов. - В Москве мы отдали всю стену под его работы, чтобы показать, как изменяется один и тот же облик. Это серия работ была посвящена тому, как художник пытался достичь идеала. И "Березовых рощ", созданных в период затворничества, у Куинджи тоже несколько, в Воронеже представлена одна из работ.

А рядом - поздний Шишкин. Его работа "Валежник" написана в 1893 году и хранится в Курской государственной картинной галерее.

- В середине своего творчества Иван Иванович часто прибегал к помощи фотографии. Он выезжал на природу, фотографировал, а потом писал пейзаж по снимку. В более поздние годы своего творчества он отказался от этого, и "Валежник" - это, можно сказать, "живой" Шишкин, написанный с натуры, - добавил куратор выставки.

Картину "Письмо с фронта" узнают, пожалуй, все. Она стала широко известна после многочисленных выставок и публикаций, ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей и почтовых марках. Лактионов написал ее в Загорске, куда в 1944 году переехал с семьей из Самарканда, где находился в эвакуации.

ГЛАВНОЕ - ВОСПРИЯТИЕ

Мало на этой выставке - авангардизма. И это осознанная позиция организаторов.

- Мы не хотели шокировать публику. Не хотели, чтобы возникала сосредоточенность на спорах о том, искусство это или не искусство. Мы хотели, чтобы люди сосредоточились на восприятии живописи как многовекового процесса. Поэтому здесь все максимально информативное и понятное, - объяснил Привалов.

Выставка будет работать бесплатно для всех желающих до 10 ноября.

- Выставочный проект будет представлен также масштабной образовательной частью, - добавила заместитель директора Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского Оксана Лепнева. - Запланировано проведение лекций и тематичесВ­ких экскурсий для организованных групп. Будут демонстрироваться фильмы о жизни и творчестве великих русских художников.

КСТАТИ

Посетить экспозицию могут также слабовидящие люди, для них в рамках проекта "Сокровища музеев России" выставят точные копии полотен, изготовленных по специальной технологии. Полотна Куинджи, Тропинина, Крамского, Мыльникова, Яковлева и Тутунова превратились в тактильные репродукции с рельефом, их снабдили тифлометками с аудиокомментариями, дающими более полное представление о сюжете картины и об объектах, которые на ней изображены.