29 апреля 2024

В Роспотребнадзоре рассказали, как вернуть деньги за путевку в Египет

24.08.2013

За период с 15.08.2013 г. до 21.08.2013 г. во время работы телефона «горячей линии» в Управление Роспотребнадзора по вопросам, связанным с возвратом денежных средств, уплаченных турагенту (туроператору) за туристскую путевку в Египет, обратилось 43 человека. Всем обратившимся потребителям были даны разъяснения их прав. Письменные обращения в адрес Управления до настоящего времени не поступали.
Одновременно Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует. В связи с начавшимися массовыми отказами российских туристов от поездок в Египет, желание реализовать гражданами свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств, к сожалению, далеко не всегда находит адекватный отклик со стороны туроператорского сообщества, отдельные представители которого вместо демонстрации ответственного поведения пытаются намеренно ввести граждан и общество в заблуждение относительно истинных пределов ответственности туроператоров, высказывая в публичном пространстве непрофессиональные суждения, направленные на искажение законодательных основ правового регулирования туристской деятельности.
Указанное в первую очередь касается тех положений статьи 14 «Обеспечение безопасности туризма» Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), согласно которым «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».
Делая акцент на, якобы, исключительно судебном порядке расторжения договора и «вырывая» названную правовую норму из контекста целого ряда иных сопрягающихся положений гражданского и гражданского процессуального законодательства, туроператоры, безосновательно отождествляя законное право на обращение в суд с изначально никак неустановленной обязанностью такого обращения, тем самым, фактически пытаются исключить для граждан саму возможность на законных основаниях добиваться защиты своих прав в досудебном порядке.
Между тем, императивное положение той же статьи 14 Закона об основах туристской деятельности, закрепляющее, что «при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг» никоим образом не исключает достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования до реализации им своего права на судебную защиту.
Более того, в случае уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату соответствующей денежной суммы турист может дополнительно предъявить ему целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (т.е. туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, просрочки в их уплате (на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом при исчислении сроков исполнения обязательств, предусмотренных статьей 14 Закона об основах туристской деятельности, надлежит руководствоваться положениями пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также следует иметь в виду, что за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, установленных законом, и их удовлетворении судом суд взыщет с туроператора штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, на основании положений пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека со своей стороны будет принимать все необходимые меры, направленные на защиту прав потребителей в сфере туризма, в том числе, посредством участия в их судебной защите.