14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

К 150-летию воронежской сказительницы Анны Барышниковой

27 августа 2018 года 09:11
 

Великая русская сказительница и наша землячка Анна Куприяновна Барышникова (бабушка Куприяниха) родилась ровно 150 лет назад - 24 августа 1868 года в деревеньке Чуриково Воронежской области. Бабушка Куприяниха всю свою жизнь прожила в деревне, оставаясь хранительницей народной мудрости, воплощенной в сказках.

ЧИТАТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Воронежская область считается родиной более чем 250 русских народных сказок. Более 120 из них сохранила и рассказала Анна Куприяновна Барышникова. Имя бабушки Куприянихи стоит в почетном ряду еще с одной воронежской сказительницей - Анной Николаевной Корольковой, а также собирателем сказок Александром Николаевичем Афанасьевым.

"Баба-яга и Кощей Бессмертный", "Финист - Ясный Сокол" и "Марья-искусница" - сложно представить детство без этих прекрасных сказок. Русская народная сказка - это первоначальный код загрузки, который получают наши дети, чтобы не потерять свои корни, живую связь с народом.

Неспроста создатель теории относительности, нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн писал: "Если вы хотите, чтобы дети были еще умнее - читайте им больше сказок".

КРЕНДЕЛЬКИ ЗА СКАЗКИ

Биография бабушки Куприянихи известна из ее собственных воспоминаний, которые она надиктовала после Великой Отечественной войны. Кстати, во время войны Барышникова и сама сочинила сатирическую сказку "Как немецкий генерал к партизанам в лес попал". Есть сказы и о новой советской жизни - о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и "Москва красная - столица прекрасная". Но главным в ее творчестве оставались сказки народные.

Бабушкой Куприянихой звали ее "по-уличному", так часто случается в деревне, когда отчество становится основным именем. У Барышниковой второе имя имеет более глубокий смысл - ведь любовь к русской народной сказке передалась ей от отца, Куприяна Левоновича. А ему - от его отца: "Дед Левон такие сказки рассказывал, что не раз по барскому приказу был порот. Уж очень у него сказки-то были озорные: все про бар и попов".

Слушала Аннушка народные сказки с самого детства.

"Нанимались мы стеречь два стада - коровье и овечье. Вот батя, бывало, стережет, а мне неохота стеречь. Он и начнет рассказывать сказки. А я страх люблю слушать - и тоже стерегу. Мастер был сказки сказывать. Как начнет, бывало, так и конца этим сказкам нет", - вспоминала Барышникова.

Деревенька Чуриково, где родилась сказительница, находилась рядом с селом Большая Верейка (Рамонский район). Куприян Левонович возил из Верейки со склада купца Лопухова в Воронеж в пекарню Ширяева пшеничную муку для выпечки кренделей.

Пекари ему всегда были рады:

- Дядя Куприян приехал! Будет сказки сказывать.

Оставался он в пекарне на ночь и сказывал пекарям сказки, а они ему за это крендельки давали. Стал Ширяев замечать, что в одну ночь у пекарей выработка хорошая, а в другую - так себе. Начал выяснять и обнаружил, что в те ночи, когда Куприян сказки сказывал, пекари в два раза больше против обычного делали. Тогда Ширяев официально разрешил Куприяну сказки в пекарне рассказывать, велел отвешивать ему каждый раз по пять фунтов кренделей и "мешки после муки не вытряхивать".

В НИЩЕТЕ

Семья Барышниковых была бедной, и замуж в Большую Верейку Аннушку выдали тоже за бедного.

Муж у Анны Куприяновны оказался человеком слабым, больным, долго не прожил, умер, оставив ее с пятью детьми.

По признанию самой бабушки Куприянихи, пришлось ей тогда бедствовать. Нищета и вынудила ее начать сказки сказывать, что от отца слышала: "В горькой доле выращивала я малых детушек. Праздничек придет, дети соседские играть выбегут, а моим не в чем на улицу показаться: ни одежонки, ни обувки, как есть все раздеты да разуты. Зазову я соседских детей к себе в дом, начну им сказки сказывать, сидят они вместе с моими ребятками, слушают, так и день пройдет".

ПРИЗНАНИЕ И ПОЧЕТ

В 1925 году сказки бабушки Куприянихи впервые зазвучали в записи ленинградской фольклористки Надежды Гриньковой, которая побывала в Рамонском районе в составе этнографической экспедиции. Собирательница была покорена артистизмом сказительницы: "Барышникова рассказывает сказки с соблюдением всей "обрядности", понимает рассказывание как художественную передачу известного ей сюжета. Все действующие лица сказки говорят особым голосом, всегда отличишь, басит ли это Иван-дурак, говорит ли с чувством, с толком, с расстановкой Иван-царевич или какой-нибудь другой герой". Тогда Гринькова записала 56 сказок бабушки Куприянихи.

"Стала она про меня спрашивать, а я на огороде была, картошку копала, - с простотой крестьянской рассказывала Барышникова. - Ходила я с ней по селу, девок собирала, постановку свадьбы делала. А она все записывает да на фотографию снимает, как за столом сидят, как невесту выводят".

О сказках Барышниковой узнали и другие фольклористы, после чего Анну Куприяновну пригласили в Воронеж, где она выступала в Доме печати, в клубах и школах. Профессор Плотников со студентами записали от нее более ста сказок и издали отдельной книгой.

В 1936 г. пришло ей приглашение из Москвы, затем из Ленинграда. В 1939 г. Анна Барышникова участвовала во Всекарельском совещании сказителей в Петрозаводске. На ее долю выпали почести и уважение, которыми были окружены народные сказители в тридцатые годы. В 1938 г. Анна Барышникова была принята в члены Союза писателей СССР, награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Во время войны Анна Куприяновна вместе со своими земляками попала в концлагерь в Касторном. По ее признанию, орден свой она "под кофточку приколола, да так, пока немцы были, под мышкой и носила". Немцам она, поскольку личностью была известной, назвалась Анной Кирилишной Колотневой (по фамилии отца).

Анна Куприяновна Барышникова скончалась 23 августа 1954 г. и была похоронена в Землянске (Семилукский район). На доме, где она жила, установили мемориальную доску.

Источник: Наталия Осадчая
Газета "Берег"
  3766



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"