13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

Как начинался и развивался кинематограф в Воронеже

27 августа 2019 года 14:21
 

Сегодня, 27 августа, отмечается профессиональный праздник кинематографистов - День российского кино, а недавно студия режиссера Алексея Учителя сообщила, что планирует снять в Воронежской области фильм про русскую деревню. О том, когда в наш город пришло кино и кто стоял у его истоков, "Берег" спросил у краеведа, автора книги "Немое кино в Воронеже" Владимира Елецких.

ОТ ИЛЛЮЗИОНОВ ДО НАШИХ ДНЕ

- Современное кино перенасыщено спецэффектами, и нас уже сложно чем-то удивить. А начиналось кино в Воронеже в "бродячих" иллюзионах прямо на открытых площадках города в 1905 году, - рассказывает краевед.

Эти "гастроли" были чем-то вроде пробы пера, но кино, представлявшее собой тогда немое действо со сменой планов, быстро завоевало всенародное признание. В 1907 году в Воронеже появились первые электротеатры - "Биограф" на Большой Дворянской, "Модерн", находившийся на месте нынешней "Юности", и "Триуматограф", работавший в здании, где теперь - Воронежская филармония. К слову, один из ведущих кинотеатров наших дней - "Спартак", носивший тогда имя "Ампир", появился гораздо позже, в 1914 году, в том же году началось строительство "Увечного воина", который теперь (с 1918-го) носит имя "Пролетарий".

Что касается репертуара, то везде крутили короткие фильмы разной тематики с антрактами - начинали с документалистики, затем показывали драму, а завершали нередко развлекательным жанром, например, комедией. И многое было иностранным продуктом.

- В первый период военных действий стали преобладать картины с ура-патриотическим содержанием, например, "На защиту братьев-славян", "Как бабы немцев в плен забирали", "Подвиг телефониста Алексея Макухи". Ленты с подобными названиями выходили на экраны ежедневно, и люди это смотрели, хотя кино тогда было дорогим развлечением, - продолжает Владимир Елецких. - Уже тогда власти стали обращать на кинематограф внимание как на средство пропаганды и влияния на умы.

Летом, в начале 1910-х, крутили киноленты на открытых площадках, одной из самых известных была "Фантазия" - здесь устраивали увеселительные мероприятия с хорошим буфетом. Впрочем, по словам краеведа, буфеты были тогда в любом кинотеатре, и в антракте зрители любили побаловаться чайком или коньяком под обсуждение просмотренного фильма.

- Конечно, качество такого кино - пока оно не заговорило - оставляло желать лучшего. Не было должного финансирования, чтобы отбирать лучших артистов. Все приходилось снимать с первого дубля. В картине "Жизнь и смерть Александра Пушкина", снятой нашим режиссером Василием Гончаровым, главную роль исполнял совершенно не похожий на поэта артист, к тому же малоизвестный и не очень талантливый. Но люди смотрели, потому что это было в новинку, это было интересно, - говорит Елецких.

"ВОРОНЕЖЦЫ И КИНО"

Так в книге краеведа называется отдельная глава, и она посвящена тем, кто делал первые шаги в кинематографе на воронежской земле. Первым кино, снятым в Воронеже, стала хроника. Сюда стали "заглядывать" режиссеры и операторы из разных уголков страны, краевед полагает, что толчком к этому послужило знаковое для города и страны событие - в 1911 году в городе открыли бронзовый памятник "почитаемому во всей Империи народному поэту Никитину". На торжественный митинг собралось более 2,5 тыс. человек, что не сравнится с нынешними церемониями открытия мемориалов.

Воронежские кинотеатры охотно показывали местную хронику, даже некоторые театры стали выполнять дополнительную функцию: крутить ленты для более широкого зрителя. Первым коротким фильмом на сеансе теперь стала именно хроника.

Одним из главных режиссеров немого кино был наш земляк Василий Гончаров - тот самый, что снял фильм о Пушкине. Он занялся кинематографом уже в зрелом возрасте, успев за восемь лет сделать более 30 немых картин. Режиссер стал, по мнению краеведа, фактически основоположником этого жанра. Фигура его сама по себе любопытна - будучи чиновником на железной дороге, он решает оставить службу и посвятить себя съемкам. Гончаров даже съездил во Францию, чтобы изучить опыт работы в кинематографе, привез с собой нужную аппаратуру и приступил к творчеству. Он снял такие картины, как "Стенька Разин", "Нина Астафьева", "Петр Великий", и другие. Причем создавал впоследствии не только исторические ленты, но и психологические кинооперы, а лично Николай IIВ­ выделил ему солдат для съемок батальных сцен фильма "Оборона Севастополя", заточенного под боевик. К слову, авторство Гончарова потом так и не доказали, ведь тогда и понятия такого не было.

У истоков игрового кино стоял не кто иной, как любимый воронежцами Анатолий Дуров. Его артистами были дрессированные животные. А первый фильм "Война ХХ века" - о противостоянии гусей и баранов свиньям. Дуров был очень заинтересован в новом искусстве, проводил репетиции с артистами. А в художественной ленте "Золото, слезы, смех" он сам стал актером. В центре повествования оказался цирковой клоун Толли, и режиссер решил, что лучшего кандидата на роль не найти. Его партнершей была будущая кинодива Наталья Гофман.

Фильмы о любви в Воронеже делала Анастасия Вербицкая, а ее "Ключи счастья" и вовсе принесли ей бешеную популярность. Прежде всего, за счет неоднозначности затронутой темы и смелости ее воплощения. "Ключи счастья" стали гимном сексуального раскрепощения женщины. К Вербицкой приклеили ярлык "вербинизм", отдающий желтизной. Ее работы воспринимались критиками как символ пошлости, вульгарщины и порнографии. Но именно этот фильм подвиг молодую кинематографическую индустрию выпустить на экраны в 1913 году первую многосерийную мыльную оперу.

А на закате эры немого кино в 1929-м при участии Самуила Маршака был создан первый рисованный мультфильм - "Почта".

… И "БРОНЕНОСЕЦ "ПОТЕМКИН"

След в воронежском кинематографе оставили и другие земляки, пусть и менее известные, например, сценарист Евгений Габрилович, сценарист немого кино советского периода Павел Щеголев, актер сначала Александрийского театра, а затем кино Леонид Вивьен и многие другие. Интересен и тот факт, по словам краеведа, что сценарий к знаменитому фильму "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна написала Нина Агаджанова-Шутко, некоторое время проживавшая в Воронеже. Другой вопрос, что от первоначального сценария мало чего осталось.

- Звуковые фильмы приВ­шли в Воронеж в 1930 году, это были "План великих работ" и "Большое концертное отделение". В 1935-м на экраны выходит первый цветной художественный фильм "Груня Корнакова". С этого началась эра нового кино, но тогда еще наряду с "Чапаевым" и "Веселыми ребятами" нет-нет да показывали "Броненосца", - говорит краевед.

КСТАТИ

В 1932 году в кассе "Пролетария" зрители оставили 536 тыс. руб., а в "Спартаке" колоссальную по тем временам сумму - 6 млн 127 тыс. В то время в "Пролетарии" работали 68 человек, в "Спартаке" - 57.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2843



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"