6..8 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежцы с редкими и тяжелыми диагнозами поставили военную драму

03 октября 2019 года 10:34
 

Спектакль "У войны не детское лицо" впервые показали на сцене областного центра социальной помощи семье и детям "Буревестник". Военное детство разыгрывали люди с ограниченными возможностями здоровья.

"РЕБЯТА ПЛАКАЛИ"

Обычно говорят, что театр начинается с вешалки, но этот - начинается с улыбки. "Улыбка" - не только название творческого коллектива, но и жизненное кредо ребят. У них диагностированы редкие диагнозы, такие как синдром Вильямса, наблюдаются сложнейшие формы ДЦП, синдром Дауна, но ни одна болезнь не способна забрать у них радости выступать на сцене. Руководитель коллектива Инна Абаджян признается, что ей приходится выпрашивать у воспитанников несколько выходных - уж очень они любят театр. И если 15 лет назад, когда "Улыбка" только создавалась, ставили лишь пятиминутные творческие номера-поздравления для родителей, то теперь это полноценные спектакли, после просмотра которых зал, полный оваций, встает.

Постановка "У войны не детское лицо" идет 40 минут - впервые так долго для этого театра. И впервые выбрана такая сложная тема. На сцене - довоенный антураж - стол, стулья, где-то в углу, кажется, топится печка. Танцы и песни. Разговоры о насущном - о том, кто жених у соседской девчонки, о том, какое красивое платье купила сестра. Такое беззаботное детство в одночасье сменяется тревогой: "А правда, война будет?" И вот на детских лицах глаза повзрослели. Мать убивается на заводе, холод, еды не хватает на всех… Бомбежка. И вот на все еще детских лицах - уже отпечаток ответственности за младших братьев и сестер. Отец перестал слать фронтовые треугольники. И вот она - седина в 15 лет…

- Когда мы готовились к этой работе, я рассказывала ребятам о судьбах детей, о бомбежке. Бабушка одной воспитанницы приносила нам письма-треугольники, которые слал ей с фронта отец. Дети держали в руках эти пожелтевшие листочки с историей. Мы смотрели и обсуждали военные фильмы, - рассказывает Инна Абаджян. - Родители очень переживали из-за наших репетиций. Ребята плакали. Но это не только изучение истории нашей страны, но и творческий рост коллектива. Мы обратились к более серьезной теме, и проект может быть приурочен к 75-летию Победы.

УНИКАЛЬНЫ ПРОЕКТ

Спектакль "У войны не детское лицо" поставлен в рамках проекта "Живу театром" на средства гранта и при поддержке Воронежской благотворительной региональной общественной организации "Перспектива", которая занимается не только детьми с ОВЗ, но и с теми, кто старше 18 лет. Таких в театральной студии "Улыбка" большинство. Маше Яковлевой 22, и половину своей жизни она занимается здесь.

- Театром я занимаюсь с детства. К Инне Александровне хожу с малых лет, тогда еще "Улыбки" не было, а мы уже занимались. Мне нравится участвовать в постановках, быть разной на сцене. Но вот военный спектакль дался мне тяжело в эмоциональном плане, первое время я дома сразу "вырубалась" и много спала. А утром не хотелось идти на репетицию, потому что не была готова это снова переживать - я плакала, - рассказывает Маша. - Театр очень многое нам дает. Когда я пришла, очень стеснялась и первое время даже отказывалась от ролей, но потом привыкла.

У Даши Васильконовой почти что дебют. По словам девушки, она занята пока в двух работах театральной студии - сюда ее привели родители. До этого она не знала о существовании "Улыбки" и не предполагала, что у нее что-то получится. Но здесь Даша нашла увлечение и друзей.

- К сожалению, жизнь молодых инвалидов после достижения ими 18 лет замыкается в стенах квартиры, и они становятся социально изолированными. Студия "Улыбка" в этом отношении уникальный проект. Театротерапия дает им возможность жить активно и полноценно. Они занимаются по два часа дважды в неделю, это общение, интересные знакомства, изучение нового, - говорит руководитель ВБРОО "Перспектива" Тамара Харсеева.

- Закончилась школа, а дальше некуда идти. Многих из ребят даже не берут на работу, - продолжает Инна Абаджян.

Только вот и она специально не создавала проект для взрослых, просто все артисты из труппы "Улыбки" буквально выросли на ее глазах.

- Я педагог-психолог, и изначально у меня была детско-родительская группа. Я занималась организацией коммуникации между детьми и родителями, и постепенно это стало перерастать в тематические праздники. Потом я стала писать пьесы специально под ребят - по пять минут, 13, 20… И вот теперь замахнулись на 40-минутнуюВ постановку на сложную тему. Важно понимать, что дети растут, и им уже не хочется играть морковку в детском капустнике, - продолжает Абаджян. - Для них это важно. Есть такое понятие "психодрама". Человек примеряет на себя роли и испытывает то, что чувствовал бы, находясь в определенной ситуации. Это проживание эмоций, раскрепощение. То, что нужно этим детям. И вот - они уже самостоятельно импровизируют, они чувствуют, какую эмоцию нужно включить в жизни. Но нельзя детей загружать сразу, пусть сперва попробуют выполнить одну актерскую задачу, а потом мы чуть-чуть приподнимем планку, и они справляются - такое могут на сцене вытворять, что многие удивляются! Но какой смысл идти дальше, пока ты не научился считать до десяти? Все должно быть пошагово, чтобы не отбить интерес к театру, мы работаем с тонкими материями. Но это не значит, что у нас все гладко. Я кричу и ругаюсь, как и любой худрук. Но мы доверяем друг другу. Наверное, в этом наш главный успех.

Сейчас Инна Абаджян занимается с 62 детьми, а все ее старшие воспитанники помогают ей с малышней. Сами ребята с гордостью заявляют: "Я теперь помощник руководителя", и они очень любят подобные совместные занятия. На вопрос, кому больше нужен такой театр - людям с ОВЗ или зрителям, художественный руководитель отвечает не задумываясь: всем.

- Мои воспитанники - артисты, и им нужно отдать все, чему они научились. И, конечно, получить за это похвалу. Где-то словесную, а где-то - в аплодисментах. Но и зрителю это нужно. Когда мы показали один из своих спектаклей в перинатальном центре, женщина подошла ко мне и сказала: "Вы знаете, теперь я точно оставлю ребенка с синдромом Дауна". Разве не это счастье?

Инна Абаджян сама когда-то услышала: "Вам такой ребенок не нужен" и знает, о чем болит сердце матерей, детям которых ставят трудные диагнозы. Валера родился с синдромом Вильямса, и понять это смогли только спустя год. Но теперь он тоже участник маминой студии - один из всех, без кого спектакль не состоится, потому что это коллективная работа. В спектакле нет лишних людей, и большая мечта Инны Абаджян - общество, в котором людей с инвалидностью принимают.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  3284



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"