19..21 С
Давление: 747..749 мм рт.ст.
Ветер: Северный 6 м/с
 
52.5123
54.6405
 
Гостевой блокнот

mnogosun

 

Куда "катится" воронежская театральная культура и "катится" ли?

09 февраля 2022 года 18:54

Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".

Культурные деятели каждый новый сезон рассматривают в русле современной тенденции - так называемой "децентрализации театра", суть которой в том, что хороший театр есть и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но неужели итоги нациоВ­нальной премии это никак не подтверждают? В регионах, в том числе в Воронеже, нет достойных кандидатов? "Берег" разбирался вместе с воронежскими критиками.

Журналист Юрий Данилов: "Нечего было делегировать"

- Все не так просто. Премия "Золотая маска" - не истина в последней инстанции, и соответствовать ее критериям весьма непросто, даже если ты очень талантлив. Прежде всего, выбирают современные постановки, театр, который все дальше уходит от русского психологического театра, от системы Станиславского - вообще от наших корней, от того, что делало наш театр уникальным явлением. Я знаю в Воронеже один театр, который принципиально никогда не участвует в премии и свои работы на "Золотую маску" не подает, потому что это противоречит его установкам и эстетике, художественным ценностям. И мне это понятно.

Сейчас театр перестает быть театром, становится какой-то клоунадой, перформансом, постмодернистскими штучками - чем угодно, но не театром. Не задевает ни ума, ни души человека. А я против того, чтобы мы теряли русский психологический театр. В "Маске" приветствуются трюкачества и, наверное, какой-то даже формализм, хотя такой подход не исключает того, что есть хорошие спектакли и достойные номинанты на премию, но вышеописанные параметры начинают преобладать, поэтому не все разделяют ее ценности.

Так сложилось, что в этом году Воронежу действительно нечего было делегировать на "Маску" - сезон не получился, претендовать на премию откровенно было не с чем. Хотя Камерный театр, например, вполне вписывается в эстетические координаты "Золотой маски", и Михаил Владимирович (Бычков, худрук театра - прим. авт.) там свой человек однозначно. Думаю, что год-два - и Камерный театр не просто попадет в номинанты, но и получит "Золотую маску" снова.

Театральный критик Надежда Роготовская: "Надо оставаться собой"

- Если побеждают Москва и Питер, нельзя делать вывод, что "театральные дела" в провинции плохи. Это не так, тем более в Воронеже довольно высокий уровень развития театров. Просто на таком фоне - как первое впечатление, возможно, стираются прошлые заслуги, но их у нас достаточно: Камерный театр номинируется на "Золотую маску" практически каждый год, у нас есть не только номинанты, но и лауреаты премии. В прошлом году за лучшую мужскую роль награду получил Камиль Тукаев, а на "заре" "Золотой маски" отметили актрису Кольцовского драмтеатра Римму Мануковскую, она стала первой обладательницей премии в Воронеже. Есть и другие награды. Так что для провинциального города мы часто номинируемся и получаем премию.

Да, в этом году не было ни того, ни другого. Иметь "Золотую маску", конечно, очень престижно, но давайте не будем забывать, что именно художник ведет театр в соответствии со своей художественной идеей и творческой политикой. "Золотая маска" на сегодняшний день - единственная национальная театральная премия, поэтому она очень авторитетна, но она отслеживает процессы в театре, и жюри стремится отметить что-то новое. Это приводит к тому, что к соискателям предъявляется много требований в плане претенциозности, но именно поэтому предпринимаются попытки реорганизации судейства, используется ротация состава жюри. И это правильно.

Работать только ради того, чтобы получить "Золотую маску", на мой взгляд, вообще не надо, надо оставаться собой. В Воронеже высочайший театральный потенциал, который определяется развитием театральной среды, у нас это, вне сомнений, есть - по разным критериям. В наших театрах, несмотря на непростой год и самоизоляцию, все-таки выпустили премьерные спектакли, так что у нас есть что посмотреть и показать. Будут ли номинации на "Маску"? Сложно судить, не удалось пока посмотреть все.

Как пел Окуджава: "...пряников, кстати, всегда не хватает на всех". Но когда-нибудь он достанется и нам.

В ТЕМУ

В Камерном театре Воронежа 18 и 20 ноября можно посмотреть премьеру - "Привидения" по Генрику Ибсену в постановке Михаила Бычкова. Также в театре к Платоновскому фестивалю искусств поставили танцевальный спектакль "Плот Медузы", его также можно найти в афише, но в ноябре его к показу не запланировали.

В драматическом театре имени Кольцова состоялись уже несколько премьерных показов - "новой" остается постановка Никиты Рака "Баба Шанель" по пьесе Николая Коляды. Ее впервые сыграли в конце прошлого года, а после новогодних праздников она, как и все остальное, "отправилась" на самоизоляцию. Осенью здесь поставили "Счастливый номер", его в ближайшее время можно посетить 18 ноября. Премьерный "Бумажный солдатик" будет показан на малой сцене 5 декабря, а в конце ноября Владимир Петров представит "Пьесу без названия" Антона Чехова.

Театр оперы и балета готовит мировую премьеру "Продавец игрушек". Показы запланированы на 27, 28 и 29 ноября.

 

Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".

Культурные деятели каждый новый сезон рассматривают в русле современной тенденции - так называемой "децентрализации театра", суть которой в том, что хороший театр есть и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но неужели итоги нациоВ­нальной премии это никак не подтверждают? В регионах, в том числе в Воронеже, нет достойных кандидатов? "Берег" разбирался вместе с воронежскими критиками.

Журналист Юрий Данилов: "Нечего было делегировать"

- Все не так просто. Премия "Золотая маска" - не истина в последней инстанции, и соответствовать ее критериям весьма непросто, даже если ты очень талантлив. Прежде всего, выбирают современные постановки, театр, который все дальше уходит от русского психологического театра, от системы Станиславского - вообще от наших корней, от того, что делало наш театр уникальным явлением. Я знаю в Воронеже один театр, который принципиально никогда не участвует в премии и свои работы на "Золотую маску" не подает, потому что это противоречит его установкам и эстетике, художественным ценностям. И мне это понятно.

Сейчас театр перестает быть театром, становится какой-то клоунадой, перформансом, постмодернистскими штучками - чем угодно, но не театром. Не задевает ни ума, ни души человека. А я против того, чтобы мы теряли русский психологический театр. В "Маске" приветствуются трюкачества и, наверное, какой-то даже формализм, хотя такой подход не исключает того, что есть хорошие спектакли и достойные номинанты на премию, но вышеописанные параметры начинают преобладать, поэтому не все разделяют ее ценности.

Так сложилось, что в этом году Воронежу действительно нечего было делегировать на "Маску" - сезон не получился, претендовать на премию откровенно было не с чем. Хотя Камерный театр, например, вполне вписывается в эстетические координаты "Золотой маски", и Михаил Владимирович (Бычков, худрук театра - прим. авт.) там свой человек однозначно. Думаю, что год-два - и Камерный театр не просто попадет в номинанты, но и получит "Золотую маску" снова.

Театральный критик Надежда Роготовская: "Надо оставаться собой"

- Если побеждают Москва и Питер, нельзя делать вывод, что "театральные дела" в провинции плохи. Это не так, тем более в Воронеже довольно высокий уровень развития театров. Просто на таком фоне - как первое впечатление, возможно, стираются прошлые заслуги, но их у нас достаточно: Камерный театр номинируется на "Золотую маску" практически каждый год, у нас есть не только номинанты, но и лауреаты премии. В прошлом году за лучшую мужскую роль награду получил Камиль Тукаев, а на "заре" "Золотой маски" отметили актрису Кольцовского драмтеатра Римму Мануковскую, она стала первой обладательницей премии в Воронеже. Есть и другие награды. Так что для провинциального города мы часто номинируемся и получаем премию.

Да, в этом году не было ни того, ни другого. Иметь "Золотую маску", конечно, очень престижно, но давайте не будем забывать, что именно художник ведет театр в соответствии со своей художественной идеей и творческой политикой. "Золотая маска" на сегодняшний день - единственная национальная театральная премия, поэтому она очень авторитетна, но она отслеживает процессы в театре, и жюри стремится отметить что-то новое. Это приводит к тому, что к соискателям предъявляется много требований в плане претенциозности, но именно поэтому предпринимаются попытки реорганизации судейства, используется ротация состава жюри. И это правильно.

Работать только ради того, чтобы получить "Золотую маску", на мой взгляд, вообще не надо, надо оставаться собой. В Воронеже высочайший театральный потенциал, который определяется развитием театральной среды, у нас это, вне сомнений, есть - по разным критериям. В наших театрах, несмотря на непростой год и самоизоляцию, все-таки выпустили премьерные спектакли, так что у нас есть что посмотреть и показать. Будут ли номинации на "Маску"? Сложно судить, не удалось пока посмотреть все.

Как пел Окуджава: "...пряников, кстати, всегда не хватает на всех". Но когда-нибудь он достанется и нам.

В ТЕМУ

В Камерном театре Воронежа 18 и 20 ноября можно посмотреть премьеру - "Привидения" по Генрику Ибсену в постановке Михаила Бычкова. Также в театре к Платоновскому фестивалю искусств поставили танцевальный спектакль "Плот Медузы", его также можно найти в афише, но в ноябре его к показу не запланировали.

В драматическом театре имени Кольцова состоялись уже несколько премьерных показов - "новой" остается постановка Никиты Рака "Баба Шанель" по пьесе Николая Коляды. Ее впервые сыграли в конце прошлого года, а после новогодних праздников она, как и все остальное, "отправилась" на самоизоляцию. Осенью здесь поставили "Счастливый номер", его в ближайшее время можно посетить 18 ноября. Премьерный "Бумажный солдатик" будет показан на малой сцене 5 декабря, а в конце ноября Владимир Петров представит "Пьесу без названия" Антона Чехова.

Театр оперы и балета готовит мировую премьеру "Продавец игрушек". Показы запланированы на 27, 28 и 29 ноября.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  1005



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".
Государственный академический театр драмы им. Кольцова поставил "Пьесу без названия" Антона Чехова
 
Последнее обсуждаемое

alex

© 2011 - 2022 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"