18 апреля 2024

Андрей Меркурьев: "Быть великим не на словах"

08.05.2018

Артист балета, имя которого упоминают в одном ряду с лучшими и которого выбирают в партнеры знаменитые балерины Светлана Захарова и Диана Вишнева, побывал на гастролях в Воронеже. Андрей Меркурьев выступил на фестивале "Воронежские звезды мирового балета".

Свои традиции, стиль, вкус

- Андрей Николаевич, вы поставили спектакль на музыку Арнольда Шенберга. Расскажите, почему вы остановились именно на этом композиторе?

- "Просветленная ночь" Шенберга - это не новая постановка, но для Воронежа - безусловно, премьера. Я освоил эту музыку два года назад на Дягилевском фестивале в Перми. Мне предложили поучаствовать в постановке, где один спектакль в разных стилях должны были поставить три хореографа. Но так получилось, что двое "отвалились", остался только я. Я решил, что полностью возьму на себя музыку, буду делать сам.

Взять музыку Шенберга было предложением фестиваля, а не моим желанием. Но теперь, я не скрываю, эта музыка стала для меня родной. Я без нее не могу. Я могу лететь в самолете, ехать в автобусе - и снова и снова слушать этого композитора. У этой музыки есть какая-то своя энергетика, своя жизнь, что-то такое родное, из-за чего я уже не могу убрать ее из своей жизни.

- А как вы искали образы для балета? Что можете сказать о воронежской труппе?

- На самом деле "Просветленная ночь" Шенберга для музыкантов обязательна к прослушиванию. Это как обязательный минимум в школе по литературе. Есть даже история, рассказывающая, о чем эта музыка. Но я ее не придерживался, а искал свои образы, чтобы у меня получился свой сюжет.Да и не нужно это. Когда я ставлю спектакль, я не смотрю других хореографов, потому что есть риск, что ты захочешь взять что-то себе. А так передо мной пустой лист, я иду вперед интуитивно. Сначала есть только музыка, затем ставится хореография, и только потом рождается сюжет.Если говорить об артистах, то я не делю их на столичных и провинциальных, тех, кто работает немного лучше, и тех, у кого получается хуже. Я ценю желание работать и совершенствоваться. У воронежской труппы это есть. Они могут и готовы работать много, хорошо и интересно.

"На сцене я артист-актер"

- Артист балета Сергей Полунин как-то сказал: "Классический балет мертв, а в современном - не происходит ничего интересного". Вы согласны с этим высказыванием?

- Полунин какое-то время проработал в Лондоне, он видел много классической и современной хореографии. Возможно, ему что-то наскучило. Он говорит со своей колокольни. Но если разбираться глубинно, с оглядкой на жизненные обстоятельства, то, наверное, мы найдем этим словам какое-то объяснение. Я говорю об ударах судьбы, скандалах вокруг его имени… Я, например, тоже нередко, когда даю интервью, говорю, что в театре непросто, что все время приходится что-то доказывать. Меня знает весь балетный мир, но мне каждый день приходится доказывать, как мальчишке, что я могу быть конкурентоспособен. Это, само собой, заставляет переживать, волноваться, ругаться… В такие моменты ты, естественно, можешь что-то ляпнуть, за что потом зацепятся, вот как с этой фразой. Просто если ты хороший артист, то тебе всегда есть что сказать - со сцены.

Нужно быть великим не на словах, а на деле. Сегодня часто путают талант и способности. Ногу поднимать - это не талант, это способность, природная. Тебя мама таким родила. Давайте это будем различать.

- Вы поработали со многими хореографами. Чья стилистика, эстетика вам наиболее близка?

- Я бы отметил работу с Аллой Сигаловой, благодаря которой я стал по-другому относиться к балету, по-другому его переживать, у меня складывалось впечатление, будто меня снимают в кино. Большое влияние на меня оказала семейная пара из группы NDT Соль Леон и Пол Лайтфут. Они доступным языком объясняют артистам, каким хотят видеть танец, на примере простых жизненных историй. Вот это две истории, которые перевернули мой мир, потому что я больше погружаюсь в актерское. Я себя ощущаю артистом-актером. Я люблю жить на сцене, не просто делать движения, а переносить на нее свой жизненный опыт. Со временем ты можешь все меньше сказать в танце, потому что спина уже не та, надо в более строгих рамках себя держать. А опыт жизненный, напротив, приобретается с годами, и актерская база наполняется.