16 апреля 2024

Градопланирование: великие стройки и большие ошибки

08.05.2018

Удивительно, но после этого великого "екатерининского" почина на протяжении, считай, полутора веков воронежцы ухитрялись жить без генерального плана. И лишь великие советские стройки вновь простимулировали градопланирование.

План 1939-го: предвоенный рывок

Первый советский и второй в истории генплан (рук. П.Н. Косцов, арх. А.И. Попов-Шаман, А.В. Миронов) многозначительно назывался "Большой Воронеж". Он был разработан в 1939 году и согласно ему в Воронеже успели, в частности, начать работы по жилой застройке Левобережья. Была проложена важнейшая магистраль - улица 20-летия Октября, на которой возвели корпуса строительного института. Получил развитие и стал превращаться в Московский проспект участок дороги на Москву к северу от "Заставы". На нем, а также на новом проспекте Труда появились кварталы, в которых реализовали принципы комплексной жилой застройки.

План 1946-го: восстановление из руин

Второй (восстановительный) советский проект (арх. Л.В. Руднев) был утвержден в 1946 году, доработан в 1952-м. Концепцией обоих вариантов было сохранение исторически сложившейся планировки, основной схемы улиц и площадей. Уже тогда план предусматривал строительство водохранилища. Центр города проектировался как комплекс нескольких площадей во главе с пл. Ленина и соединяющих их улиц. Архитектурными памятниками того времени являются комплекс вокзальной площади с ее главным зданием, застройка улицы Плехановской, вновь отстроенное (и ныне используемое) здание обкома партии.

План 1970-го: "спальные" районы

В 60-е годы при усиленной миграции в город сельских жителей, которых охотно принимали воронежские предприятия, обозначилась главная градостроительная проблема периода: острейшая нехватка жилого фонда. "Воронежгражданпроект" в плане 1970 года прогнозировал к 1995 году рост населения до миллиона человек. К этому времени для них намечалось построить более восьми миллионов квадратных метров жилой площади, преимущественно на свободных землях.Наконец адекватное внимание стали уделять коммунальной инфраструктуре и благоустройству.

План 2008-го: забыли про овраги

Этого плана от "Воронежпроекта" ждали долго: срок действия старого генерального плана истек в середине 1990-х, а новый - еще не был составлен. Но архитекторы не смогли избежать серьезных ошибок в прогнозах. Генплан предполагал строительство до 2020 года 6 млн квадратных метров жилья, но уже к 2018-му цифра превысила 9 млн. Не в меру экспансивные воронежские застройщики вышли из-под контроля архитекторов, "разобрав" перспективные участки на окраинах и забыв про развитие территорий, застроенных ветхим жильем. Явно была не "докручена" транспортная тема - хотя генплан уже тогда предусматривал возможность строительства метро.

План 2020-го: возвращение к "Большому Воронежу"

В наши дни уже началась подготовка концепции генерального плана, который предстоит принять к 2020 году. И хотя он станет разрабатываться в границах города, в нем будет учитываться развитие всей Воронежской агломерации. При этом акцент планируется на развитии уже застроенных территорий.

Повышенное внимание разработчики уделят транспортной составляющей: предусматривается строительство новых улиц, развязок, мостов и опять-таки - легкорельсового транспорта.