18 апреля 2024

С какими вопросами потребители больше всего обращаются в суд

21.03.2019

В минувшую пятницу во всем мире отмечался День защиты прав потребителей. Руководитель общественной организации "Лига потребителей" Александра Тищенко рассказала "Берегу", как изменились за последние годы взаимоотношения покупателей и продавцов и с какими претензиями граждане чаще всего обращаются в суд.

- Александра Олеговна, на что чаще всего жалуются покупатели?

- Лидерами по числу претензий к качеству товаров были и остаются бытовая техника, мобильные телефоны, мебель, то есть те предметы, которыми люди пользуются ежедневно. Затем идут строительные услуги и некачественные строительные конструкции, в частности из ПВХ, услуги по отделке помещений.

- Изменился ли за последние два-три года круг вопросов, с которыми потребители идут в суд?

- За последние несколько лет выросло количество обращений, касающихся сферы ЖКХ. Просвещение граждан в данных вопросах стало весьма интенсивным, потребители больше узнают о своих правах и хотят их защитить. Люди не согласны оплачивать завышенные тарифы по ЖКУ, по общедомовым нуждам.

Появилась еще категория жалоб на услуги в сфере красоты и медицины. В Воронеже, как и в других городах страны, стали массово открываться клиники, которые оказывают подобные услуги. Многие из них изначально приглашают клиентов на бесплатную консультацию, а потом продают им дорогостоящие услуги, причем - в кредит. Бывает, что люди иногда даже не понимают, за что платят. Мы успешно возвращали пострадавшим эти деньги, причем с учетом процентов, которые граждане выплачивали за кредит. Также истцы получали и моральную компенсацию.

- Насколько выигрышны судебные иски в сфере ЖКХ?

- Иски часто удачны, если вести правильную политику по подготовке документов и доказательной базы. Если речь идет об оплате коммунальных услуг, которые завышены, то здесь важно сделать правильный расчет, опираясь на букву закона. Также граждане обращаются в суд и по поводу, например, ненадлежащего обслуживания инженерного оборудования, которое приводит к течи тех же стояков водоснабжения, или несвоевременного ремонта кровли, из-за чего происходят протечки в квартире и повреждение имущества. Категория возмещения убытков по вине обслуживающих организаций, как правило, выигрышная.

- Потребители стали более грамотными. Изменилось ли в связи с этим поведение продавцов?

- Могу оценить период за последние пять лет - продавцы стали чаще идти на мировую, особенно крупные торговые сети, потому что уже накопили собственную судебную практику.

- Насколько результативно работает защита прав потребителей при интернет-продажах?

- Дистанционные продажи за те же пять лет стали очень популярны, а для многих граждан они являются едва ли не основным способом приобретения товаров. Но нарушения здесь тоже нередки.

Чтобы выиграть дело у интернет-продавца, главное - найти ответчика. В роли продавца зачастую выступают фирмы-фантомы, привлечь к ответственности которых крайне сложно.

- Какое дело для потребителя будет заведомо проигрышным?

- Если недостаток в товаре возник по вине потребителя, то есть при неправильной его эксплуатации, то дело - заведомо проигрышное. Добросовестный юрист никогда не возьмется за такое дело.

- Как вести себя потребителю, если он считает, что стал жертвой недобросовестного продавца?

- Могу сказать по своему опыту, что потребитель интуитивно чувствует, что его права нарушены. Если вам кажется, что вы купили некачественный товар или вам оказали некачественную услугу, нужно обратиться к юристу в Общество защиты прав потребителей.

Убедившись, что ваши права действительно нарушены, следует написать претензию к продавцу (поставщику услуг), которая должна быть составлена грамотно, в соответствии с нормами закона. В законодательстве претензионный порядок при защите прав потребителя не обязателен. Однако не стоит лишать себя шанса на досудебное решение вопроса. Кроме того, если потребитель в суде представит претензию, которую продавец не удовлетворил, то истец может получить более высокую компенсацию.

НЕ ВЕРЬТЕ

Несмотря на то, что средства массовой информации писали о новом виде мошенничества с банковскими картами, некоторые воронежцы все-таки стали его жертвами.

Если вам поступил звонок о блокировке платежной карты, положите трубку и позвоните по горячей линии в свой банк - и только по номерам, которые указаны на обратной стороне карты или в договоре на ее выпуск. Также проверить подлинность полученной информации можно с помощью банкомата: запросите баланс или снимите немного денег. Если карта действительно заблокирована, то вы не сможете совершить по ней никаких действий.

Если с вашей карты все же списали деньги, разъясняют в Центробанке, то нужно сразу позвонить в банк, рассказать о мошеннической операции и заблокировать карту. После этого обратитесь в банк, попросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме и идите в полицию с заявлением о хищении.

ПОД ТЕКСТ

Вас ждет "цифра"

В Воронежской области в начале лета отключат аналоговое телевидение. В областном телерадиопередающем центре объяснили, как это произойдет. 3 июня на экранах телевизоров, которые принимали аналоговое вещание, останется картинка, на которой будет указан телефон для информации -что необходимо сделать, если граждане еще не перешли на "цифру".

Пугаться нововведения не стоит. На самом деле большинство жителей Воронежа уже смотрят ТВ-каналы именно в этом формате. Цифровой сигнал сегодня - это 20 каналов высокой четкости, которые транслируются бесплатно и принимаются при помощи ТВ-приставок или современных телевизоров, имеющих встроенные ресиверы. Почти все популярные модели телевизоров, выпущенные после 2015 года, имеют такие ресиверы.

Как проверить, можете ли вы принимать "цифру"? Включите каналы и посмотрите, транслируются ли они с литерой "А", которая означает, что вы принимаете аналог. Стоит просто перенастроить телевизор. Если настроиться на цифровую картинку нет возможности, нужно будет покупать специальную приставку.

В многоквартирных домах управляющие компании должны озаботиться приемом цифрового сигнала всеми жителями, установить спутниковую антенну и обеспечить доступ к ней.

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане могут получить материальную помощь на приобретение оборудования для приема цифрового ТВ-сигнала.

Размер установленной единовременной выплаты не будет превышать 1 тыс. руб. Матпомощь при переходе на цифровое вещание будут выплачивать управы районов. Там же можно узнать и о перечне документов для получения матпомощи. Покупку можно осуществить уже сейчас, но не позже 1 августа 2019 года.