28 марта 2024

В драмтеатре молодые режиссеры искали пути развития сценического искусства. Нашли?

08.06.2019

Режиссеры озадачены поиском новых театральных форм. На эти поиски и был направлен творческий семинар-лаборатория "Современное исследование театральных объектов" (СИТО) в воронежском драмтеатре. С 26 по 28 мая СИТО проходило в нашем городе в четвертый раз: шесть режиссеров - шесть попыток вынести новую художественную правду на театральные подмостки.

В этот раз режиссерами выступили Бениамин Коц, Дмитрий Мышкин, Женя Саргина, Галина Зальцман, Родион Барышев и Евгений Маленчев. Они стали первыми участниками проекта-лаборатории, самостоятельно выбиравшими тексты, с которыми хотят поработать.

В театральном мире - бум современной драматургии. Авторы затрагивают темы, бывшие некогда табуированными, дают весьма токсичные политические прогнозы, без прикрас рисуют жизнь социальных низов общества. Их тексты становятся победителями на престижном международном конкурсе "Ремарка" и фестивале "Любимовка". Имена Ивана Вырыпаева, Константина Стешика, Анастасии Букреевой, Ярославы Пулинович - известны, пожалуй, любому, кто хотя бы раз в месяц посещает театр. Словом, новые тексты уже есть, но прижиться в "старом" театре могут лишь при условии неординарного видения режиссера. Как ставить - в этом и заключается развитие театра.

В этот раз "объектами исследования" стали "литературные труды" Саши Денисовой "Лайк, лайк, лайк", Андрея Иванова "С училища", Павла Пряжко "Пушечное мясо", "28 дней" Ольги Шиляевой, "Вторник - короткий день" Светланы Петрийчук и уже известного воронежской публике Константина Стешика "Псибо".

Бениамин Коц показал 28 дней из жизни женщины. Удивительно, что мужчина взялся за пьесу, названную теоретиками театра "феминистской".

- Мне было интересно исследовать физиологию женского организма, - объяснил свой выбор режиссер, сославшись на взаимоотношения с девушкой.

Эскиз показали в фойе театра поздним вечером: его наличие в программе СИТО долго оставалось под вопросом, а две актрисы даже отказались от участия в такой работе. Режиссеру помогли девушки из ТЮЗа, которые закрыли вакантные актерские "дыры". Эскиз получился местами смешным - зрители-мужчины сначала долго морщили носы, а позже стали узнавать в актерской игре поведение своих любимых женщин, а потому бурно обсуждали эту тему после окончания показа.

Не будем говорить о том, стоит подобное ставить в театре или нет, но заметим: структура пьесы режиссером была разрушена, как раз из-за выпячивания интимной проблемы, тогда как в пьесе Шиляевой она - лишь одна из. Автор вновь доказала, что женщины - существа с другой планеты, и мысль у них опережает слово.

Эскиз спектакля "Лайк, лайк, лайк" Димы Мышкина, впрочем, как и пьеса Саши Денисовой, получился злобоВ­дневным. Сюжет прост - четыре активных пользователя соцсетей ведут переписку. Эти образы легко узнаваемы, а высказывания типичны. В ком-то из них вы обязательно узнаете своего знакомого. Актеры ходят по сцене, делают домашние дела, но не говорят. Ни с кем не говорят. Соцсети для них - и спасение от одиночества, и зависимость с потерей реальности. Именно поВ­этому мы слышим голоса артистов в записи. Вы же, когда пишете сообщения, не говорите? Интересный ход. Но попытка понять, где же в конечном счете реальность - здесь или по ту сторону экрана - оборачивается скучным монологом про колесо сансары и самоубийством одного из героев.

- Чехов написал "Вишневый сад", полагая, что это комедия. Я тоже определяю жанр пьесы как комедию - когда я ее писала, думала, что в ней много юмора. Но, по-моему, режиссер увидел иначе, да и зрители по ходу развития событий улыбались все меньше, - поделилась впечатлениями о работе драматург Саша Денисова, приехавшая на воронежское СИТО.

Пожалуй, неплохими можно назвать поиски Галины Зальцман, которая заменила токсичность и негатив в пьесе Стешика черной клоунадой. Это не сделало историю героя Артема, которого преследуют постоянные неприятности, смешной или нормотипичной, напротив - заставило зрителя ему сопереживать. Правда, психологический портрет героя (а Саша Денисова, которая модерировала все обсуждения, назвала Артема современным Раскольниковым) вряд

ли получилось раскрыть. То ли по вине актера, то ли потому что Достоевский, а не Стешик - мастер психологического романа.

Артисты драматического театра - разных поколений - всегда с охотой берутся за эксперименты молодых режиссеров. Говорят, интересно попробовать себя в новом амплуа и посмотреть на реакцию зрителей. Они могут быть шокированы новой формой или восхищаться ею. Но не проверишь - не узнаешь.

Пока эксперименты молодых режиссеров с целью нащупать новую интересную форму, которая в будущем приживется в театре, больше похожи на попытки прыгнуть выше головы. Табуированные темы в текстовом варианте не выглядят так возмутительно, как визуализированные в театре, да еще и в гипертрофированном варианте. Молодые режиссеры словно больны гротескоманией. Однако удачи в этих поисках тоже есть.

КСТАТИ

СИТО известно тем, что наиболее удавшиеся эскизы дорабатываются и включаются в репертуар театра. Три проекта-выходца можно до сих пор видеть в стенах драматического театра - "Солнечную линию", "Ловушку для птиц" и "Ганди молчал по субботам". Художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров пока не заявлял о готовности включить эскиз с четвертой лаборатории.