19..21 С
Давление: 747..749 мм рт.ст.
Ветер: Северный 6 м/с
 
52.5123
54.6405
 
Гостевой блокнот

mnogosun

 

Как загибался и возрождался воронежский троллейбусОкончание. Начало - в N73, 78

10 февраля 2022 года 14:44

Сегодня, 6 ноября, воронежскому троллейбусу исполняется 60 лет. Мы заканчиваем цикл публикаций, посвященных этому электротранспорту Воронежа, с надеждой, что черные дни его позади и что троллейбусное движение продолжит свое поступательное развитие.

КРИЗИС НАРАСТАЕТ

Самой большой проблемой воронежских троллейбусов во второй половине 90-х годов была неоплата проезда пассажирами. Причин можно назвать несколько. Во-первых, многие воронежцы месяцами и даже годами не получали зарплату, а стало быть, просто не имели физической возможности оплачивать поездки. Во-вторых, при пользовании городским общественным транспортом действовал льготный (бесплатный) проезд для широких слоев населения, но в то же время федеральная власть не полностью компенсировала предприятиям выпадающие доходы, которые образовывались из-за льготников.

В эти же годы в Воронеже начинает действовать и коммерческий транспорт - маршрутки. Цена проезда в маршрутках была выше, и безбилетнику там не проскочить. В коммерческом транспорте бесплатно не могли проехать ни инвалиды, ни ветераны - водители и кондукторы без стеснения гнали всех "зайцев" взашей.

В то же время некоторые граждане считали, что раз троллейбусы - транспорт государственный, то платить в нем необязательно. С появлением компьютеров и принтеров получили распространение и поддельные проездные билеты.

Электротранспорт нес огромные убытки, не было возможностей не только для обновления, но даже для нормального ремонта машин. Появившиеся в троллейбусах в 1997 году кондукторы ненадолго спасли ситуацию: сборы увеличиваются, но этого все равно оказывается недостаточно. "Воронежгорэлектротранс" перестает платить зарплату сотрудникам, и они в ноябре 1997 года объявляют всеобщую забастовку.

Городской власти приходится привлекать к перевозке горожан все предприятия, имеющие в своем автопарке автобусы. По сути, эта забастовка и открыла в городе эру маршруток, которые очень быстро стали вытеснять электротранспорт. Бизнесмены сразу сообразили, что автобусные перевозки - настоящая золотая жила в городе, численность которого близка к миллиону.

ПОРЕЗАЛИ И ПРОДАЛИ

В июле 2001 года МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" объявляют банкротом, на предприятие назначают конкурсного управляющего.

В этом же году на электротранспорте пытаются ввести собственные коммерческие маршруты, где не действуют льготы для пассажиров. Причем в "коммерческом" транспорте проезд стоил два рубля (чтобы привлечь пассажиров), в то время как в "общем" - два с полтиной. Салоны коммерческого транспорта тем не менее были полупустыми.

"Воронежгорэлектротранс" подает судебный иск на компенсацию проезда льготных граждан на сумму 180 млн руб. Иск был удовлетворен только в 2009 году, когда предприятие уже было раздроблено и в большей части распродано.

Летом 2002 года на базе 2-го троллейбусного депо создается ЗАО "Воронежский троллейбус". А в конце того же года троллейбусное депо N1 на ул.Космонавтов передается в аренду на 10 лет ОАО "Нижегородский троллейбус" ("Нижтрол").

"Дружба" с нижегородцами нашему транспорту пользы не принесла - так, через Нижний Новгород прошли якобы списанные воронежские троллейбусы - порядка 20 машин, которые потом успешно работали в других городах. А в 2003 году у "Нижтрола" возникли неприятности в Нижнем Новгороде, и ремонт троллейбусов, в том числе и воронежских, вообще заглох. В 2006 году "Нижтрол" обанкротился, в результате большая часть воронежских троллейбусов была уничтожена - вывезена или просто порезана на металлолом.

ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ

Неоднократно описывался в газетах скандальный аукцион продажи собственности банкротящегося "Воронежгорэлектротранса", который прошел 1 февраля 2006 года. Городская власть намеревалась выкупить предприятие, чтобы остановить дальнейший его развал. Но торги конкурсным управляющим были проведены за закрытыми дверями, в зал не пустили даже представителей горадминистрации.

В отношении конкурсного управляющего Вячеслава Рябцева потом возбуждалось уголовное дело по статье "Неправомерные действия при банкротстве", но затем дело было закрыто. И только в 2008 году конкурсный управляющий был отстранен от процедуры банкротства.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

В первой публикации, посвященной воронежскому троллейбусу, мы рассказывали о поэтапно открывающихся новых линиях, которые соединяли части города, создавая единую систему электротранспорта. В нулевые началось обратное движение, и, возможно, троллейбусы постигла бы та же участь, что и трамваи, но разрушительный процесс был все-таки остановлен.

В 2008 году мэром Воронежа становится Сергей Колиух. В администрации разрабатывается городская программа возрождения муниципального транспорта, в том числе и электрического, которую утверждает гордума. Предполагалось в течение пяти лет закупить 200 троллейбусов и 500 автобусов. Возрождение трамваев было делом слишком дорогим, а потому программой не предусматривалось. Поставленные задачи по обновлению подвижного состава оказались слишком глобальными, выполнить полностью их не удалось, тем не менее программа остановила процесс разрушения.

В марте 2009 года в город приходит 21 низкопольный троллейбус. Восстанавливается депо N1 на ул.Космонавтов, и 1 сентября 2009 года оттуда выходит на линию первый "рогатый". Но вот депо N2 работу свою прекращает. В том же месяце в Воронеж поступают новые троллейбусы по государственной программе (70% затрат несет федеральный бюджет). В ноябре заканчивается реконструкция Чернавского моста, и по левому берегу вновь начинают курсировать троллейбусы. Причем сначала по новому маршруту был пущен троллейбус N1 ("ул.Перхоровича - ВАСО"), а не привычные "восьмерочки" или "четверочки".

С 2010 года возобновляют работу троллейбусы на маршруте N8 ("ВГУ - Северо-Восточный район") и N11 ("ВАСО - Северо-Восточный район").

Троллейбусы теперь работают по 12-часовому графику - в депо транспорт уходит в 18-19 часов.

ОБНОВЛЕНИЕ

Заметное обновление электротранспорта Воронежа произошло в 2020 году. Летом "Мосгортранс" передал 15 троллейбусов Воронежу - после обращения главы города Вадима Кстенина к мэру Москвы Сергею Собянину. Машины находятся в исправном состоянии - они прошли капремонт и были сняты с московских линий в 2019 году, после принятия решения о передаче их воронежцам.

Отправной точкой работы по получению безрельсового электротранспорта, бывшего в эксплуатации в Москве, для использования его на улицах Воронежа стала идея представителей общественности, которую поддержали администрация города и правительство области.

В настоящее время действующий парк троллейбусов составляет 40 машин. Вопрос пополнения троллейбусного парка прорабатывается в мэрии. Рассматриваются варианты привлечения инвесторов, приобретения техники в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", получения ее из других городов, как то было с машинами из Москвы.

 

Сегодня, 6 ноября, воронежскому троллейбусу исполняется 60 лет. Мы заканчиваем цикл публикаций, посвященных этому электротранспорту Воронежа, с надеждой, что черные дни его позади и что троллейбусное движение продолжит свое поступательное развитие.

КРИЗИС НАРАСТАЕТ

Самой большой проблемой воронежских троллейбусов во второй половине 90-х годов была неоплата проезда пассажирами. Причин можно назвать несколько. Во-первых, многие воронежцы месяцами и даже годами не получали зарплату, а стало быть, просто не имели физической возможности оплачивать поездки. Во-вторых, при пользовании городским общественным транспортом действовал льготный (бесплатный) проезд для широких слоев населения, но в то же время федеральная власть не полностью компенсировала предприятиям выпадающие доходы, которые образовывались из-за льготников.

В эти же годы в Воронеже начинает действовать и коммерческий транспорт - маршрутки. Цена проезда в маршрутках была выше, и безбилетнику там не проскочить. В коммерческом транспорте бесплатно не могли проехать ни инвалиды, ни ветераны - водители и кондукторы без стеснения гнали всех "зайцев" взашей.

В то же время некоторые граждане считали, что раз троллейбусы - транспорт государственный, то платить в нем необязательно. С появлением компьютеров и принтеров получили распространение и поддельные проездные билеты.

Электротранспорт нес огромные убытки, не было возможностей не только для обновления, но даже для нормального ремонта машин. Появившиеся в троллейбусах в 1997 году кондукторы ненадолго спасли ситуацию: сборы увеличиваются, но этого все равно оказывается недостаточно. "Воронежгорэлектротранс" перестает платить зарплату сотрудникам, и они в ноябре 1997 года объявляют всеобщую забастовку.

Городской власти приходится привлекать к перевозке горожан все предприятия, имеющие в своем автопарке автобусы. По сути, эта забастовка и открыла в городе эру маршруток, которые очень быстро стали вытеснять электротранспорт. Бизнесмены сразу сообразили, что автобусные перевозки - настоящая золотая жила в городе, численность которого близка к миллиону.

ПОРЕЗАЛИ И ПРОДАЛИ

В июле 2001 года МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" объявляют банкротом, на предприятие назначают конкурсного управляющего.

В этом же году на электротранспорте пытаются ввести собственные коммерческие маршруты, где не действуют льготы для пассажиров. Причем в "коммерческом" транспорте проезд стоил два рубля (чтобы привлечь пассажиров), в то время как в "общем" - два с полтиной. Салоны коммерческого транспорта тем не менее были полупустыми.

"Воронежгорэлектротранс" подает судебный иск на компенсацию проезда льготных граждан на сумму 180 млн руб. Иск был удовлетворен только в 2009 году, когда предприятие уже было раздроблено и в большей части распродано.

Летом 2002 года на базе 2-го троллейбусного депо создается ЗАО "Воронежский троллейбус". А в конце того же года троллейбусное депо N1 на ул.Космонавтов передается в аренду на 10 лет ОАО "Нижегородский троллейбус" ("Нижтрол").

"Дружба" с нижегородцами нашему транспорту пользы не принесла - так, через Нижний Новгород прошли якобы списанные воронежские троллейбусы - порядка 20 машин, которые потом успешно работали в других городах. А в 2003 году у "Нижтрола" возникли неприятности в Нижнем Новгороде, и ремонт троллейбусов, в том числе и воронежских, вообще заглох. В 2006 году "Нижтрол" обанкротился, в результате большая часть воронежских троллейбусов была уничтожена - вывезена или просто порезана на металлолом.

ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ

Неоднократно описывался в газетах скандальный аукцион продажи собственности банкротящегося "Воронежгорэлектротранса", который прошел 1 февраля 2006 года. Городская власть намеревалась выкупить предприятие, чтобы остановить дальнейший его развал. Но торги конкурсным управляющим были проведены за закрытыми дверями, в зал не пустили даже представителей горадминистрации.

В отношении конкурсного управляющего Вячеслава Рябцева потом возбуждалось уголовное дело по статье "Неправомерные действия при банкротстве", но затем дело было закрыто. И только в 2008 году конкурсный управляющий был отстранен от процедуры банкротства.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

В первой публикации, посвященной воронежскому троллейбусу, мы рассказывали о поэтапно открывающихся новых линиях, которые соединяли части города, создавая единую систему электротранспорта. В нулевые началось обратное движение, и, возможно, троллейбусы постигла бы та же участь, что и трамваи, но разрушительный процесс был все-таки остановлен.

В 2008 году мэром Воронежа становится Сергей Колиух. В администрации разрабатывается городская программа возрождения муниципального транспорта, в том числе и электрического, которую утверждает гордума. Предполагалось в течение пяти лет закупить 200 троллейбусов и 500 автобусов. Возрождение трамваев было делом слишком дорогим, а потому программой не предусматривалось. Поставленные задачи по обновлению подвижного состава оказались слишком глобальными, выполнить полностью их не удалось, тем не менее программа остановила процесс разрушения.

В марте 2009 года в город приходит 21 низкопольный троллейбус. Восстанавливается депо N1 на ул.Космонавтов, и 1 сентября 2009 года оттуда выходит на линию первый "рогатый". Но вот депо N2 работу свою прекращает. В том же месяце в Воронеж поступают новые троллейбусы по государственной программе (70% затрат несет федеральный бюджет). В ноябре заканчивается реконструкция Чернавского моста, и по левому берегу вновь начинают курсировать троллейбусы. Причем сначала по новому маршруту был пущен троллейбус N1 ("ул.Перхоровича - ВАСО"), а не привычные "восьмерочки" или "четверочки".

С 2010 года возобновляют работу троллейбусы на маршруте N8 ("ВГУ - Северо-Восточный район") и N11 ("ВАСО - Северо-Восточный район").

Троллейбусы теперь работают по 12-часовому графику - в депо транспорт уходит в 18-19 часов.

ОБНОВЛЕНИЕ

Заметное обновление электротранспорта Воронежа произошло в 2020 году. Летом "Мосгортранс" передал 15 троллейбусов Воронежу - после обращения главы города Вадима Кстенина к мэру Москвы Сергею Собянину. Машины находятся в исправном состоянии - они прошли капремонт и были сняты с московских линий в 2019 году, после принятия решения о передаче их воронежцам.

Отправной точкой работы по получению безрельсового электротранспорта, бывшего в эксплуатации в Москве, для использования его на улицах Воронежа стала идея представителей общественности, которую поддержали администрация города и правительство области.

В настоящее время действующий парк троллейбусов составляет 40 машин. Вопрос пополнения троллейбусного парка прорабатывается в мэрии. Рассматриваются варианты привлечения инвесторов, приобретения техники в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", получения ее из других городов, как то было с машинами из Москвы.

Источник: Наталия Осадчая
Газета "Берег"
  5033



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Проблема бездомных животных остро стоит во всем мире, и особенно наглядно это показала пандемия коронавируса. Огромное количество собак и кошек во время принудительной самоизоляции оказались едва ли не на грани вымирания, лишившись внимания со стороны своих кормильцев. Ограничения сказались и на работе приютов для животных, которые, как мы помним, в Воронеже
Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
 
Последнее обсуждаемое

alex

© 2011 - 2022 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"