2..4 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
58.8987
69.4298
 
 
 
Гостевой блокнот

1alfa

mnogosun

alex

   
  Домашний успех  
   
 

Немецкий доктор истории - о "проклятой войне", нацистском режиме и синдроме амбивалентности

27 декабря 2017 года 00:41
 

На базе Воронежского института высоких технологий представители Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений встретились с историками, педагогами, творческой интеллигенцией Воронежа. Встреча была приурочена к 10-летию деятельности Регионального/Научно-образовательного центра устной истории, работающего на базе ВИВТ, и к 25-летию самого вуза.

Как в немецком обществе воспринимаются события 1941-1945 годов? Почему выступление российского школьника в бундестаге - это тревожный симптом? Как сегодня память о войне не превратить в войну памяти? Обо всем этом корреспондент "Берега" поговорил с научным сотрудником Мюнхенского института современной истории доктором Юргеном Царуски.

- Уважаемый Юрген, сегодня на встрече вы говорили о синдроме амбивалентности (противоречивом отношении - прим. ред.) в германском обществе в восприятии нашей Великой Отечественной войны. В чем истоки такой двойственности?

- В послевоенной Германии рядовые немцы столкнулись именно с преступлениями гитлеровской диктатуры. Но их волновали не сожженные солдатами вермахта деревни и Ленинградская блокада. Они больше думали о военнопленных соотечественниках, условиях их содержания в СССР и о возможности возвращения домой. А Гитлера больше критиковали не за преступления, а за безграмотность руководства, что привело нацию к поражению. Такие настроения порой вселяли ощущение, что это Красная Армия напала на Германию, а не наоборот. Все оценки в обществе сводились в основном к определению "проклятая война". И более трех миллионов советских военнопленных, погибших в немецком плену, мол, были ее неизбежностью, а не результатом умышленного пренебрежения к условиям их содержания и умышленного уничтожения - такая точка зрения в германском обществе была довольно распространена.

Потом - в 90-х годах прошлого века - состоялись острые дебаты на выставке "Война на уничтожение", с обнародованием научных исследований, встречи с бывшими узниками концлагерей и "восточными рабочими". И общественное сознание в Германии явно поменялось.

Но уже с середины 90-х восприятие войны снова стало раздваиваться. Это уже был масштабный конфликт национальной памяти. Роль 6-й армии Паулюса в общественном сознании тоже стала раздваиваться - она представлялась армией мучеников, которая из-за безграмотности и безответственности Гитлера погибла в ужасе сталинградского котла. Все эти дискуссии и даже драки стали происходить все чаще. 1 марта 1997 года в Мюнхене прошла самая массовая демонстрация неонацистов. Правда, тогда сами горожане дали отпор демонстрантам и не пустили тех на центральную площадь Мюнхена. Сегодня эта амбивалентность в настроении германского общества сохраняется, и это тревожит.

- Выступление в бундестаге старшеклассника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко раскололо на два лагеря и российское общество. А как это выступление восприняли у вас?

- Знаете, мне этот юноша понравился. Такой светлый искренний умный парень. Но выступление перед бундестагом - не дело детей! В 2014 году сюда пригласили выступить Даниила Гранина. И вот его речь произвела на парламентариев мощное впечатление. Но это были слова 95-летнего мужчины, пережившего блокаду, выдающегося писателя. А вот нынешнее приглашение в бундестаг очень юного человека проявило тревожные симптомы в нашем обществе. Если тему войны отдали на откуп ребенку с такой высокой трибуны, значит, в немецком обществе до сих пор нет полного осознания, как тяжелы эти уроки войны и насколько глубокого и честного осмысления они требуют.

- То есть в немецком обществе нет до сих пор однозначного понимания, что развязанная против СССР война - это было преступление?

- Такое понимание есть, но я пока не вижу глубокого осмысления тех событий. Недостаточно говорить, что "там, на Востоке" состоялось наше преступление. То есть состоялось где-то далеко, и поэтому мы не в состоянии оценивать, что они там, наши соотечественники, делали на самом деле. Этими вопросами надо заниматься, с осознанием, что война 1941-1945 - это не там, на Востоке. Это - часть нашей истории и наша ответственность. А сегодня, на мой взгляд, необходим, особенно для немцев, международный диалог об истории войны. Потому что это очень болезненная и ответственная задача нашего общества, и нация просто обязана с нею справиться, чтобы не повторить катастрофы.

- Но ведь с этим ничего не поделаешь - чем дальше мы от событий войны, тем больше абстрактного и в нашей, и в вашей национальной памяти.

- Да, мы все сейчас стоим на пороге перевода тех событий из коммуникативной памяти в культурную - есть такое понятие у историков. И этот перевод неизбежен - все меньше живых свидетелей остается со своим очень неоднородным опытом войны. Ведь 41-й год в этом восприятии будет сильно отличаться даже от 43-го года. Не говоря уж о 45-м. Но тем выше теперь ответственность всех потомков - какой станет эта культурная память. Она может оказаться в том числе и эдаким плакатным, предельно упрощенным клише, которое будет провоцировать враждебность народов друг к другу. Выступление Николая Десятниченко как раз проявило такую ситуацию: попытка схематичного объединения памяти о войне спровоцировала очень болезненные дискуссии и конфликты в России.

- В СМИ появилась информация, что доклад для Десятниченко, включая риторику про "так называемый сталинский котел" и "невинно погибших солдат вермахта", готовил Народный союз Германии. Это может быть правдой?

- Я только читал, что представители этой общественной организации сократили доклад Николая. И если это так, то сокращение было сделано без достаточного понимания, без учета правильных акцентов и выводов о войне.

- То есть выступление российского школьника могло быть рычагом в разруливании глобальных политических дискуссий?

- Это один из возможных реальных сценариев произошедшего. И как раз еще одно проявление амбивалентности нашего общественного сознания в осмыслении уроков войны. На самом деле с германской стороны требуется однозначное, бескомпромиссное отношение к преступлениям нацистского режима. Это сыграло бы на пользу нации.

К сожалению, возрождение идей крайнего национализма и даже нацизма, которые, как я искренне полагал, принадлежат прошлому, сейчас идет по всей Европе. В том числе и в России. После распада СССР, с исчезновением образа "советского человека" или "западного немца" мы все оказались перед выбором своей типовой идентичности. Как сознательный гражданин ФРГ я могу заявить, что в Европе слишком мало демократических источников такой самоидентификации. Она все чаще черпается, образно говоря, "от земли", в истории родины, и потому так легко раскручивается. В нашем парламенте тоже стали появляться ультраправые националисты, и меня это сильно беспокоит. Потому что такая самоидентификация "от земли", без демократических основ и глобального осмысления уроков истории в итоге заводит общество в тупик. Я же как историк чувствую себя ответственным за налаживание диалога между нашими странами.

Источник: Ольга Бренер
Газета "Берег"
  383



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

majorstudio

Другие сообщения

В наступившем году Собаки мы решили вспомнить, пожалуй, самого известного воронежского пса, который является одним из символов города. Это
Управление Следственного комитета по Воронежской области инициировало на своем сайте опрос по теме, связанной с невыплатой заработной платы. Руководство комитета желает знать "объективное мнение тех, кто столкнулся с этой проблемой", а также
Представить читателю топ самых ярких воронежских событий в сфере культуры в 2017 году
В воронежской городской библиотеке в„–32 им.Гавриила Троепольского уже стало традицией
В историях, где присутствует Дед Мороз и Снегурочка, находится место не только чуду, но и веселой шутке. Люди, которым хоть раз пришлось облачаться в костюмы главных новогодних персонажей, любят вспоминать о необычных ситуациях, в которые они попадали. Воронежские Деды и Снегурки поделились с "Берегом" своими новогодними байками.
Многим людям кажется, что все, что их окружает, было всегда. Но это только кажется. Меняются времена, реалии, традиции и жизненный уклад. Неизменными остаются только желание праздника, вера в добро и надежда на чудо.
До Нового года
 

mi36

Последнее обсуждаемое

alex

   
  Билет на вырубку  
   

© 2011 - 2016 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"